Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Уральская сказка» Принято Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка» (протокол от ______________. № ___ ) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка» ______________________ Иканина Л.В. приказ № ________ от _____________ г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка» на 2023 – 2024 учебный год Городской округ «Город Лесной» 2023 год Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Нормативные основания составления учебного плана непосредственно образовательной деятельности. 1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана непосредственно образовательной деятельности. 1.3. Характеристика структуры учебного плана непосредственно образовательной деятельности. 2. Учебный план непосредственно образовательной деятельности. 2.1. Учебный план. 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативные основания составления учебного плана непосредственной образовательной деятельности. Учебный план разработан в соответствии: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» № 1014 от 30.08.2013; Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 31 июля 2020г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 01.12.2022 года; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические общественного питания населения»; СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования болезней»; Письмом Министерства образования Российской Федерации от к организациям воспитания и требования к организации по профилактике инфекционных 14.03.2000 года N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Уставом МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка». Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка». Учебный план МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка» является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. 1.2 Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана Основными задачами учебного плана непосредственной деятельности являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ и федеральной образовательной программы дошкольного образования. Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка» реализует основную образовательную программу – образовательную программу дошкольного образования (далее - Программа) в группах общеразвивающей направленности детей раннего и дошкольного возраста: Группа раннего возраста (1 - 2 года) – 1 группа; Группа раннего группа (2 - 3 года) – 1 группа; Младшая группа (3 - 4 года) – 1 группа; Средняя группа (4 - 5 лет) – 1 группа; Старшая группа (5 - 6 лет) – 1 группа; Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) – 1 группа. Учебный план составлен в соответствии с основной образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования, разработанной коллективом детского сада в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО и с учетом ООП ДОУ. Обязательная часть Обязательная часть выстроена с учетом: Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2018. – ранний возраст; Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ.ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2018г – дошкольный возраст. с учетом социального заказа семьи, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников образовательной организации; Целевой раздел основной образовательной программы соответствует Федеральной программе Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает комплекс парциальных программ и методических пособий, дополняющих содержание образовательной деятельности в одной или нескольких образовательных областях: Группы дошкольного возраста: – «Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Толстикова О.В., Савельева О.В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г» Цель программы: • Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования. • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа. • Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.) • Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру. • Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций. – Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Н. В. Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 Цель программы: • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; • формирование основ базовой культуры личности, развитие психофизиологических особенностей и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе в ходе освоения традиционными и инновационными социальными и культурными практиками, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. – «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду, автор С.Н. Николаева, МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 Цель программы: формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. – «Фанкластик: весь мир в руках твоих (Познаем, конструируем, играем)» Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста. Автор: Лыкова И.А., 2019 год. Цель программы: интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с применением оригинального конструктора «Фанкластик» – «Мир без опасности» Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста. Автор: И.А. Лыкова. Издательский дом: «Цветной мир», 2017.Возрастной контингент – от 1 до 7 лет. Цель программы: становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Яконцепции» – Старшая и подготовительная группы: парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе. – «Приобщение к истокам русской народной культуры» Авторский коллектив: О.Л. Князева, М.Д. Маханева, издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. Цель программы: расширение представлений о жанрах устного народного творчества; ознакомление со своеобразием и самостоятельностью произведений фольклора, богатством и красочностью народного языка: воспитание у детей нравственных, трудовых, экологических, патриотических чувства. – Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019. Цель программы: формирование у детей математических представлений и понятий, создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни – «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Автор: О.С. Ушакова, возрастной контингент – от 3 до 7 лет. Имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ». Цель программы: воспитание звуковой и лексической культуры речи; формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. – «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Автор И.А. Лыкова, ИД «Цветной мир», 2019. Цель программы: – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации. – Подготовительная группа: развивающая игровая технология «Дары Фребеля» Цель: формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: гибкости; развивающего образования; необходимости и достаточности; разнообразия форм; интеграции. 1.3. Характеристика структуры учебного плана В Учебный план включен временной период для реализации обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40% общего объема Программы. Обе части являются взаимодополняющими и в полном объеме охватывают содержание пяти образовательных областей и программу воспитания. Содержание образовательных областей и федеральной программы воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности детей дошкольного возраста (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из разного материала, изобразительной, музыкальной и двигательной). Образовательный процесс в детском саду осуществляется в двух основных организационных формах, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности, их интеграции с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей. Это современные формы организации образовательной деятельности: проектная деятельность, образовательные ситуации, мастерская, викторины, различные виды игр, социальные акции. А также классические формы, которые не теряют своей актуальности: экскурсии, беседа, наблюдения, рассматривание. Учебный план регулирует максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки и продолжительность образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей дошкольного возраста согласно требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет длительность образовательной деятельности не превышает 10 мин. Осуществляется образовательная деятельность в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки; продолжительность образовательной деятельности: для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5- ти лет – не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут, для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут; максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно; в середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки; перерыв между периодами образовательной деятельности – не менее 10 минут; образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки; образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня; для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.д.; занятия по физическому развитию Программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в группе раннего возраста – 10 мин., в младшей группе – 15 мин., в средней группе – 20 мин., в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин. один раз в неделю для детей 4-7 лет круглогодично организованы занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям; детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2 раза в неделю, проводят в групповом помещении. Образовательная деятельность с детьми раннего возраста проводится по подгруппам на фоне игровой деятельности детей, музыкальная деятельность организуется с детьми всей группы. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста проводится со всей группой. С детьми 4 года жизни допускается проведение образовательной деятельности по подгруппам в первую половину учебного года. Музыкальное воспитание детей ДОУ осуществляет музыкальный руководитель, физическое развитие с детьми дошкольного возраста – инструктор по физической культуре, с детьми раннего возраста двигательную деятельность проводят воспитатели группы. Изобразительную деятельность с детьми 3 – 7 лет осуществляют воспитатели. Формы организации психологического сопровождения в детском саду включают в себя индивидуальную, подгрупповую и фронтальную организацию игр с детьми. Индивидуальную работу с детьми педагог – психолог проводит в режимных моментах. С детьми 3 – 4 лет педагог – психолог 1 раз в неделю (10 – 15 мин) в режимных моментах организует игровые минутки, направленные на преодоление детьми кризиса 3 лет. С детьми 5 – 7 лет 1 раз в неделю (25 – 30 мин.) проводятся игры, игровые упражнения, ориентированные на личностное, эмоционально – волевое, коммуникативное развитие, способствующие психологической готовности детей к обучению в школе. Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи детей с индивидуальными образовательными потребностями для детей, зачисленных по показателям на логопункт, осуществляется учителем – логопедом индивидуально или по подгруппам 2 раза в неделю (для одного ребенка) на логопункте. Работу с детьми учитель - логопед проводит за счет образовательной деятельности (коммуникативная и изобразительная деятельность) и в режимных моментах. Таким образом, учебный план детского сада: определяет последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий детского сада, содержания ОПДО, разработанной в соответствии с ФГОС ДО, с учетом ФОП ДО; обеспечивает целостность развития ребенка, преемственность задач содержания, методов, средств, форм организации воспитания и развития на каждой возрастной ступени дошкольного периода детства; варьирует содержание образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей, темпом освоения содержания образования по основным направлениям развития ребенка физическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое. 2. Учебный план освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей раннего и дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка» на 2023-2024 учебный год 2.1. Учебный план (Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет) Перечень основных игр-занятий количество мероприятий образовательной деятельности в неделю Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи Игры со строительным материалом Игры с дидактическим материалом в месяц в неделю в месяц в год 1 4 30 2 8 60 1 4 30 1 4 30 3 12 90 2 8 60 10 40 300 Познавательное развитие 3 1 2 12 4 8 90 30 60 2 8 60 2 8 60 Речевое развитие Художественно эстетическое развитие (рисование) Художественно – эстетическое развитие (лепка) Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие (музыка) ИТОГО: количество мероприятий образовательной деятельности Образовательные области в год Развитие движений Музыка первая младшая группа (от 2 до 3 лет) 10 40 300 ИТОГО: Дошкольный возраст (Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.) Обязательная часть программы Виды образовательной деятельности Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Образовательная область «Речевое развитие» чтение худ.литературы развитие речи Обучение грамоте ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 - 1 - 1 1 1 2 Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Ознакомление с окружающим миром Конструирование 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 В свободной организованной деятельности В свободной организованной деятельности В свободной организованной деятельности 1 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Мы живем на Урале 0,5 0,5 0,5 0,5 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Музыка Рисование Лепка Аппликация Художественный труд 2 1 0,5 0,5 - 2 1 0,5 0,5 - 2 1 1 0,5 0,5 2 1 1 0,5 0,5 Образовательная область «Физическое развитие» Физ.культура Зал/на воздухе Здоровье 3 3 3 3 ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Труд/поручения Безопасность Игра ежедневно 1 раз в неделю Игровая деятельность ежедневно 1 раз в неделю Игровая деятельность ежедневно 1 раз в неделю Игровая деятельность ежедневно 1 раз в неделю Игровая деятельность 11 11 13 15 Часть, формируемая участниками образовательных отношений «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Шахматы 1 раз в неделю в свободной организованной деятельности 1 раз в неделю в свободной организованной деятельности Развивающие игры «Набор Фребеля» Речевые игры, диалоги, опосредованная артикуляционная и пальчиковая гимнастика Итого: ежедневно ежедневно 2 раз в неделю в свободной организованной деятельности ежедневно 12 12 15 ежедневно 17 Учебная нагрузка в группе раннего возраста с 1-2 лет (количество мероприятий образовательной деятельности в неделю, в месяц, в год): Познавательное Речевое развитие Художественноэстетическое (музыка) развитие Физическое развитие в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год 4 16 144 2 8 72 2 8 72 2 8 72 Всего мероприятий ОД: в неделю – 10, в месяц – 40, в год – 360. Учебная нагрузка в группе раннего возраста с 2-3 года (количество мероприятий образовательной деятельности в неделю, в месяц, в год): Познавательное развитие Художественно- эстетическое (рисование) Речевое развитие Художественноэстетическое(лепка) Физическое развитие Музыка в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 3 12 108 2 8 72 Всего мероприятий ОД: в неделю – 11, в месяц – 44, в год – 396. Учебная нагрузка в младшей группе (количество мероприятий образовательной деятельности в неделю, в месяц, в год): Образовательные области Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое (рисование) Художественноэстетическое(лепка) Художественноэстетическое (аппликация) Физическое развитие Музыка в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год 2 8 72 1 4 36 1 4 36 0,5 2 18 0,5 2 18 3 12 108 2 8 72 Всего мероприятий ОД: в неделю – 10, в месяц – 40, в год – 360. Учебная нагрузка в средней группе (количество мероприятий образовательной деятельности в неделю, в месяц, в год): Образовательные области Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое (рисование) Художественноэстетическое (аппликация) Художественноэстетическое(лепка) Физическое развитие Музыка в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год 2 8 72 1 4 36 1 4 36 0,5 2 18 0,5 2 18 3 12 108 2 8 72 Всего мероприятий ОД: в неделю – 10, в месяц – 40, в год – 360. Учебная нагрузка в старшей группе (количество мероприятий образовательной деятельности в неделю, в месяц, в год): Образовательные области Познавательное развитие Художественноэстетическое (рисование) Речевое развитие Художественноэстетическое(лепка) Художественноэстетическое (аппликация/ Физическое развитие худ.труд) Музыка в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год 3 12 108 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 3 12 108 2 8 72 Всего мероприятий ОД: в неделю – 13, в месяц – 52, в год – 468. Учебная нагрузка в подготовительной группе (количество мероприятий образовательной деятельности в неделю, в месяц, в год): Образовательные области Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое (рисование) Художественноэстетическое(лепка) Художественноэстетическое (аппликация/ Физическое развитие худ.труд) Музыка в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год 3 12 108 3 12 108 1 4 36 1 4 36 1 4 36 3 12 108 2 8 72 Всего мероприятий ОД: в неделю – 14, в месяц – 56, в год – 504.