СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 3-4 ГОДА
Предметно – развивающая среда во второй младшей группе организованна в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями и учётом возраста детей. Предметно развивающая
среда, способствует развитию всех сторон личности ребёнка: речевой, игровой,
театрализованной, художественно- эстетической.
В групповых комнатах имеются разнообразные центры развития: центр двигательной
активности, центр художественно- продуктивной деятельности, природный, музыкальнотеатрализованной деятельности, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя
увлекательное дело, занятие.
Групповое помещение второй младшей группы оборудовано в соответствии с требованиями
по созданию предметно - развивающей среды. Жизненное пространство группового помещения
позволяет детям заниматься в соответствии с их интересами и желаниями, не мешая друг другу.
Группа условно подразделяется на три зоны:
- спокойная: учебная часть, книжный, природный, художественно-эстетический уголки;
- средней интенсивности: музыкальный, театрализованный уголки;
- зона насыщенного движения: игровой, спортивный уголки, зона конструирования.
Социально-коммуникативное развитие
Образные игрушки: Куклы разных размеров (мальчики, девочки, младенцы), а также
представляющие людей разных профессий и национальностей, комплекты сезонной одежды и
обуви к ним.
Зоологические игрушки: (насекомые, птицы, рыбы, домашние животные, звери).
Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Ферма», «В деревне», «В городе»,
«Гараж», «Магазин», «Пожарная станция». Предметы быта Соразмерные куклам наборы
столовой и чайной посуды, мебели, постельных принадлежностей, бытовой техники.
Соразмерные куклам раскладные коляски, санки. Наборы игрушечных инструментов: молоток,
топор, пила.
Техника, транспорт Наборы игрушек (как крупногабаритных, так и соразмерных руке ребенка),
изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный (автобус,
машина-фургон, пожарная машина, машины «скорой помощи» и др.), воздушный (самолет,
вертолет), водный (катер, корабль, яхта) и др.
Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер).
Бросовые материалы и предметы-заместители: Веревки, пластмассовые флаконы, коробки,
банки, лоскутки, разные виды кружев, бумаги; природный материал и пр.
Ролевые атрибуты: Руль, бинокль, фотоаппарат, видеокамера, якорь и др.
Элементы костюмов и аксессуаров: (юбки, жилеты, пелерины, шарфики, платочки, головные
уборы, бусы, браслеты, сумки и др.), комплекты профессиональной одежды. Сумки, корзины и
др.
Атрибуты для уголка ряженья: Цветные косынки, юбки, фартуки, кокошники, шапочки,
элементы костюмов сказочных героев и др.
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности: Наборы игрушек для кукольного
театра (бибабо), теневого театра, пальчикового театра; куклы-марионетки, наборы фигурок и
декораций по сюжетам сказок и пр.
Познавательное развитие
Дидактические пособия и игрушки:
Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), наборы
для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в
другой). Пазлы, мозаики, лото, домино, «Квадраты», «Сложи узор».
Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами
птиц и др.
Игрушки и оборудование для экспериментирования:
Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных
формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные
пластиковые мячики, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для
наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.
Строительные материалы и конструкторы:
Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера; конструкторы разного
размера, в том числе типа лего.
Речевое развитие
Библиотека, аудиотека
Книги со сказками, стихотворениями, рассказами, познавательного характера с качественными
иллюстрациями. Аудиозаписи с произведениями фольклора.
Художественно-эстетическое развитие
Материалы и оборудование для художественно-продуктивной деятельности:
Мольберты, цветные карандаши (12 цветов), кисти беличьи или колонковые (2 размера для
каждого ребенка), краски гуашь (не менее 6 цветов), палитры детские, стаканчики-непроливайки,
мелки (восковые, пастельные, меловые), бумага (белая, цветная и тонированная), картон,
ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (8-12 цветов), глина, стеки,
поворотные диски, формочки для песка и выпечки, геометрические тела, предметы для натуры и
обследования (игрушки, муляжи овощей и фруктов, бытовые предметы) и др.
Нетрадиционные материалы: соленое тесто, природный материал, разноцветные пуговицы и
шнурки, ватные палочки и диски, зубные и платяные щетки, губки, песок (цветной декоративный
и чистый речной). Для развития эстетического восприятия: произведения народного и
декоративно-прикладного искусства, книги по искусству, репродукции, детские художественные
альбомы.
Музыкальное оборудование и игрушки:
Фортепиано (в музыкальном зале), треугольники, бубенцы и колокольчики, пальчиковые
тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные
барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и др. Танцевально-игровые атрибуты (различные по
цвету и размеру ленты, султанчики, платки и шарфы, искусственные цветы, веночки, листики,
веточки, корзиночки и др.).
Коллекция образцов музыки: детский фольклор народов мира; классическая музыка (наиболее
яркие и доступные по продолжительности звучания части произведений); музыка современных
композиторов разных жанров и стилей.
Физическое развитие
Физкультурное оборудование:
Кегли, кольцебросы, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки, мешочки с песком вес
100гр, платки, ленты, мячи разного размера.
Оздоровительное оборудование:
Массажные коврики и дорожки, массажные мячи (большие и маленькие).