ДОП Сюрприз 4-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Уральская сказка»
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 23
«Уральская сказка»
(протокол от _____________. № __)

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 23
«Уральская сказка»
______________________Иканина Л.В.
приказ № ________ от ________________.

Дополнительная образовательная программа по художественноэстетическому развитию «Сюрприз»
возраст детей: 4 - 7 лет

Разработчик:
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 23
Рабец Илона Валентинасовна

Городской округ «город Лесной»

2023 год

1

Оглавление
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................................................................3
1.1.Пояснительная записка ....................................................................................................................................3
1.1.1. Направленность дополнительной образовательной программы, актуальность, педагогическая
целесообразность. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
..............................................................................................................................................................................3
1.1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы ...........................................................4
1.1.3. Возрастные особенности психического развития детей 4-7 лет .........................................................4
1.1.4. Возрастные особенности музыкального развития детей 4 -7 лет ........................................................6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................................................................7
2.1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы ...........................................................7
2.2. Формы и режим занятий .................................................................................................................................8
2.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки. .........................................................................................8
а) Ожидаемый результат....................................................................................................................................8
б) Мониторинг .....................................................................................................................................................9
ТаблицаI. Диагностическая карта обследования детей. ..............................................................................11
Таблица II. Сводная годовая ведомость мониторинга уровня развития чувства ритма и уровня
сформированности танцевальных движений детей .....................................................................................13
Таблица III. Требования к уровню подготовки воспитанников. ...................................................................14
2.4 Учебно-тематический план и содержание дополнительной образовательной программы. .................15
Дети 4-5 лет .......................................................................................................................................................15
Дети 5-6 лет .......................................................................................................................................................19
Дети 6-7 лет .......................................................................................................................................................23
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................................28
3.1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.........................................28
3.2. Схема организации занятия ..........................................................................................................................28
3.3. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ....................................29
3.4. Материально-техническое обеспечение .....................................................................................................29
3.5. Методические материалы и средства обучения ........................................................................................30
а) Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного
процесса: ...........................................................................................................................................................30
б) Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе: .......................................30
2

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Направленность дополнительной образовательной программы, актуальность, педагогическая целесообразность. Отличительные особенности данной
дополнительной образовательной программы
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой
успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами
музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. Музыкально-ритмические движения, являются синтетическим
видом деятельности, следовательно, эта программа, основанная на движениях под музыку, будет
развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психологические процессы, которые лежат в их основе.
Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через
освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Данная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации от 29 .12.2012 года №273ФЗ;
- Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей
дошкольников.
Программа состоит из следующих разделов:
- Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве.
- Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика
- Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец)
- Игры (музыкальные, музыкально-дидактические)
- Танцевально-игровое творчество
- Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды-драматизации)
Дополнительная образовательная программа по ритмическому воспитанию и развитию дошкольников и является основанием для оценки качества музыкально-ритмического образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).
Репертуар программы – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы в ДОО. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога.
В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи
или «живом» исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально - ритмических упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими
средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения
и фантазии.
Программа основана на игровых методах с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Комплекс занятий по ритмике включает в себя различные виды музыкальноритмической деятельности:
3

- образно–игровые композиции (сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные,
пантомимические движения),
- танцевальные композиции и сюжетные танцы.
Педагогическая целесообразность: образовательной программы обусловлена тем, что в связи с удовлетворением возрастающих потребностей детей в сфере танцевально-двигательной активности, музыкально-ритмической творческой деятельности, а так же с изменением целевых ориентиров деятельности образовательных учреждений, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий, на физическое и творческое развитие детей назрела необходимость комплексного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в рамках дополнительных занятий с детьми ритмикой.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что она изменена, дополнена и адаптирована к условиям образовательного процесса для
детей 4-7 лет с особыми образовательными потребностями (далее - ОВЗ). Программа содержит
нетрадиционные формы проведения занятий с использование музыки и игры, разработана с учетом дифференцированного подхода к воспитанникам с ОВЗ.
Актуальность программы объясняется интересом детей и их родителей к такому виду разнообразной и увлекательной деятельности, которая является наиболее доступной и эффективной
в условиях дошкольной образовательной организации. В настоящее время одним из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений, является ритмика.
Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно–двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными
композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмических упражнений довольно широки и могут быть использованы в ДОО. В этой связи актуальной становится проблема разработки
программы по дополнительному образованию детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием нетрадиционных, разнообразных форм, средств и методов эстетического и музыкального воспитания детей.

1.1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: создание условий для всестороннего развития творческой личности дошкольника средствами хореографии (культура движения, музыкальность, координация)
Задачи обучения и воспитания детей 4 - 7 лет на занятиях ритмикой:
1. Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
2. Раскрывать индивидуальные особенности воспитанников и развивать их творческие
способности.
3. Формировать правильную осанку.
4. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
5. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев, побуждать двигаться под современные ритмы, добиваясь естественности и непринужденности исполнения.
6. Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
7. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в
движениях.

1.1.3. Возрастные особенности психического развития детей 4-7 лет
Дети от 4 до 5 лет
Возрастные особенности детей 4-5 лет дошкольного возраста связаны с совершенствованием
восприятия, развития образного мышления и воображения. Поэтому в этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность
4

к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Дети
способны активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет
расширять и обогащать репертуар уже освоенных движений более сложными. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать и двигаться в соответствии с настроением
музыки, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкально- ритмической культуры.
Дети от 5 до 6 лет
Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет актив но. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и
воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность
воспринимать мир и действовать по представлению. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные),
общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей,
правильная манера держаться. Поэтому приоритетными задачами становятся: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно требовать
выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
Дети от 6 до 7 лет
На 6- ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и
торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства
нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также
несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения,
что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных
процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо
ставить точные задачи, контролировать ход занятия. К 6 годам у ребенка развиваются крупные
мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук.
Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять
упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более
быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные
трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
Основу для ритмических композиций составляют простые, разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.) позволяющие выразить различные по характеру
эмоциональные состояния, сюжеты,образы и настроения музыкальных произведений.
Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений,
позволяют использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и
физкультуры до праздничных утренников).
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных
эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и
привлекательным. Приобщение к искусству танца в широком смысле включает ознакомление детей с источниками танцевальной культуры, музыкально –ритмическим складом мелодий.
Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные реакции, формирует способность
чувствовать, сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, доброе от
злого. Все это создает необходимые условия для воспитания нравственных качеств личности ребенка.
Хореографическая деятельность является хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость от коллективного труда. Совместно организованная
деятельность в танцевальном коллективе учат детей отличать подлинное искусство от подделки,
прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут им
вырасти настоящими людьми.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления
5

музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в
дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов
деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в
музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому программу можно рассматривать как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать
свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

1.1.4. Возрастные особенности музыкального развития детей 4 -7 лет
Четвертый год жизни
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают
контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них
начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры.
В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку,
чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают
контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).
Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в
самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
Пятый год жизни
На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально- слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают праздничновеселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием
слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские
песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.
Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более
активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.
Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше
ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности, например, в движениях под
музыку дети проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных
плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.
Шестой год жизни
У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они
способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них
постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные
знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать
и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

6

Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности.
В музыкально-ритмической деятельности дети чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично,
адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно
передавать музыкальный образ.
В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления
в создании игровых образов и танцевальных композиций.
По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы,
треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.
Седьмой год жизни
Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному
музыкальному развитию. К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Так, они
различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые
произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства
детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они
способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.
В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности
— музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать
музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.
Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и
накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью
рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.
Ярко, неординарно большинство детей способно проявить себя в танцевальном и музыкальноигровом творчестве, создавая образы людей, животных, персонажей сказок, песен не только на
основе собственной фантазии, но и опираясь прежде всего на музыкальный материал, особенности
развития музыкального образа.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Курс обучения в средней группе рассчитан на 36 занятий ( 11 часов 40 минут) , в старшей
и подготовительной группах – 72 занятия ( 28часов 20 минут).

7

2.2. Формы и режим занятий
Основной формой работы является образовательная деятельность по группам. Оптимальная
наполняемость группы 1-3 год обучения не должна превышать 15 детей. Набор в группу производится на свободной основе из числа детей посещающих МБДОУ. В целом состав групп остается
постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
- смена места жительства, противопоказания по состоянию здоровья и в других случаях.
Ведущей формой организации обучения является групповая и подгрупповая, индивидуальная.
Режим занятий: средняя группа 1 раз в неделю по 20 минут, в старшей и подготовительной
группе 2 раза в неделю по 25-30 минут. Продолжительность занятий не превышает время,
предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и соответствует требованиям
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.304913), вступившими в силу 30 июля 2013 года.

2.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
а) Ожидаемый результат
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по
ритмике, контроля знаний воспитанников и проверки результативности обучения предусмотрены в следующих мероприятиях:
- проведение открытых компонентов образовательной деятельности для родителей
- проведение показательных мероприятий в виде фольклорных праздников, утренников, постановок музыкальных сказок и т.д.
- выступление на муниципальных конкурсах и фестивалях.
Целевые ориентиры
Дети от 4-5 лет:
- основные виды движений: ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и
стремительный;
- танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, движение
в парах по кругу, выставление ноги на носок и на пятку, движения с предметами;
- ритмический компонент: ритмично хлопать в ладоши на каждую долю;
- простейшие перестроения: из круга врассыпную и обратно
К концу года дети должны уметь:
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
- уметь выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу,
кружение по одному и в парах
- уметь выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками)
Дети от 5-6 лет:
- основные виды движений: виды шага в танце: хороводный, приставной; шаг польки, поскоки, виды галопа;
-танцевальные движения: «пружинка», «самоварчик»;
- две позиции рук, четыре позиции ног;
- произведения разного жанра: танец, полька, народная пляска;
- части музыкального произведения;
К концу года дети должны уметь:
- выразительно исполнять движения под музыку;
-уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоить большой объём разнообразных композиций и отдельных видов движений;
8

- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- сочинять несложные плясовые движения и комбинировать их.
Дети от 6-7 лет:
- основные виды движений (виды шага в танце: боковой шаг, боковой приставной шаг, высокий шаг);
- танцевальные движения («большая гармошка», «ножницы», «метелочка», «прямой галоп»)
- четыре позиции рук, шесть позиций ног;
- произведения разного жанра (современных танцев);
- элементарные музыкальные термины (мелодия, регистр);
- элементы плясовых и имитационных движений;
К концу года дети должны уметь:
- выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку;
- уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их;
- освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по
стилю и характеру,
- уметь сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- уметь описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения.

б) Мониторинг
Эффективность предложенной программы отслеживается через мониторинг освоения программного материала детьми. Система мониторинга организуется 2 раза за курс обучения: входная
диагностика – на первом занятии в сентябре и итоговая – на последнем занятии в мае.
Цель мониторинга: выявить уровень музыкального и психомоторного развития ребенка
(начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.
Метод мониторинга: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).
Обследование проводится в ходе образовательной деятельности. Основной параметр проявление активности.
Методика выявления уровня развития чувства ритма и уровня сформированности танцевальных движений детей
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Критерии: высокий -3 балла, средний -2 балла, низкий –1 балл.
1. Движение
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
показатель сформирован –ребенок самостоятельно, четко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–производит
смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;
показатель не сформирован–смену движений не производит, не чувствует начало и конец
музыки
Соответствие движений ритму музыки:
показатель сформирован –ребенок четко, ритмично выполняет движения;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда) –выполняет
движения с ошибками;
показатель не сформирован– движения выполняются неритмично.
Соответствие движений темпу музыки:
показатель сформирован –ребенок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это
сменой движения;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–чувствует смену
темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;
показатель не сформирован– не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
9

Координация движений и внимания («Ритмическое эхо» со звучащими жестами в умеренном
темпе)
показатель сформирован –ребенок выполняет все движения без ошибок;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–допускает 1-2
ошибки;
показатель не сформирован– не справляется с заданием
2. Воспроизведение метра и ритма
Воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках:
показатель сформирован –ребенок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкально произведения;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–на протяжении
выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом
справляется с заданием;
показатель не сформирован– беспорядочные хлопки
Воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или свое пение
показатель сформирован –ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–воспроизводит
ритм песни с 1- 2 ошибками;
показатель не сформирован– неверно воспроизводит ритмический рисунок.
Старший дошкольный возраст и подготовительный к школе возраст (5-6 и 6-7 лет)
1. Движение
Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (2-х и 3-хчастная
форма):
показатель сформирован –ребенок самостоятельно, четко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда) –производит
смену движений с запаздывание (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
показатель не сформирован– смену движения производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после
предварительного прослушивания:
показатель сформирован –движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений ;
показатель не сформирован– движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
Соответствие ритма движений ритму музыки:
показатель сформирован –четкое выполнение движений;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–выполнение
движений с ошибками;
показатель не сформирован–движение выполняется не ритмично.
Координация движений и внимания ("ритмическое эхо» со звучащими жестами в умеренном
и быстром темпе)
показатель сформирован –ребенок выполняет все движения без ошибок;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–допускает 1-2
ошибки;
показатель не сформирован– не справляется с заданием
2. Воспроизведение ритма
Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение:
показатель сформирован –ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок знакомой
песни;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–воспроизводит
ритм песни с 1- 2 ошибками;
10

показатель не сформирован–неверно воспроизводит ритм песни.
Воспроизведение ритма мелодии (умеренный темп)
показатель сформирован –ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–воспроизводит
ритм песни с ошибками;
показатель не сформирован–неверно воспроизводит ритм песни.
Воспроизведение ритма песни шагами:
показатель сформирован –верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
показатель не сформирован– допускает много ошибок и не справляется с заданием
Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках и притопами:
показатель сформирован –ребенок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)–допускает 2 -3
ошибки;
показатель не сформирован–неверно воспроизводит ритмический рисунок
3. Творчество
Сочинение ритмических рисунков:
показатель сформирован –ребенок сам сочиняет оригинальные ритмические рисунки;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)––использует
стандартные ритмические рисунки;
показатель не сформирован – не справляется с заданием.
Танцевальное:
показатель сформирован–ребенок чувствует характер музыки, ритм, передает это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
показатель на стадии формирования (показатель проявляется не всегда)––чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
показатель не сформирован –не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

ТаблицаI. Диагностическая карта обследования детей.
№

Ф.И.О.
ребенка

Движение
Соответствие
движений
характеру
музыки с
контрастными частями

Соответствие движений
ритму музыки

Соответствие
движений
темпу
музыки

Воспроизведение
и ритма
КоорВосВосдинапроиз- произция
ведеведедвиже- ние
ние
ний и метр.
ритма
внима- пульзнаконие
сации
мой
муз.
песни
произ- по певедение
ния в педахлопгога
ках
или
сове
пение

метра Творчество
Воспроизведение
ритмического
рисунка
в
хлопках

Сочинение
ритмических
рисунков

Танцевальное

1
2
3
11

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

12

Таблица II. Сводная годовая ведомость мониторинга уровня развития чувства
ритма и уровня сформированности танцевальных движений детей
Критерии

Средняя
группа

Старшая
группа

Подготовительная Итого
группа

Соответствие
движений характеру музыки с
контрастными
частями
Соответствие
движений ритму
музыки
Соответствие
движений темпу
музыки
Координация
движений и внимание
Воспроизведение Воспроизведение
метрической
метра и ритма
пульсации муз.
Произведения в
хлопках.
Воспроизведение
ритма знакомой
песни под пение
педагога
или
свое пение
Воспроизведение ритмического рисунка в
хлопках
Сочинение
Творчество
ритмических рисунков
Танцевальное
Движение

13

Таблица III. Требования к уровню подготовки воспитанников.
Средняя группа
- слушать музыкальное произведение, чувствовать его
характер;
- узнавать песни, мелодии;
- уметь выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу,кружение по
одному и в парах;
- может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушки, ленточками);
- выполнять движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняя
их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения,
обладает основными музыкальными представлениями.

Старшая группа
- различать жанры в музыке (песня,
танец, марш);
- узнавать произведения по фрагменту;
- ритмично двигаться в соответствии
с характером и динамикой музыки;
- самостоятельно менять движения в
соответствии с 3-х частной формой
произведения;
- уметь выполнять танцевальные
движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с
продвижением вперед и в кружении);
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу;
Ребенок имеет набор музыкальноритмических движений, обладает
элементарными
музыкальноритмическими представлениями.

Подготовительная к школе
группа
- определять музыкальный жанр
произведения;
- различать части произведения;
- определять настроение, характер
музыкального
произведения;слышать в музыке изобразительные моменты;
- уметь выполнять танцевальные
движения
(шаг
с
притопом,приставной, шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг);
- инсценировать игровые песни,
придумывает варианты образных
движений в играх и хороводах;
- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;
- передавать несложный ритмический рисунок;
- выполнять танцевальные движения качественно;
- инсценировать игровые песни;
Ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах
музыкально –ритмической деятельности.

14

2.4 Учебно-тематический план и содержание дополнительной образовательной программы.
Дети 4-5 лет
1-ое полугодие.
Сентябрь
(4
Октябрь
(4
зан. – 1 ч. 20 мин.) зан. – 1 ч. 20 мин
Мониторинг уров- Мониторинг
ня
музыкальноритмических способностей детей
Танцевальная аз- -Основные правила -Простейшие пебука.
поведения в танце- рестроения:
из
Ориентация в про- вальном зале. Ис- круга врассыпную
странстве.
ходные положения и обратно, бег по
рук, корпуса и ног ориентирам
–6-ая позиция ног, «змейкой»;
руки вдоль тела,
-Знакомство с
руки на поясе.
понятием: против
-Ознакомление линии танца
с танцевальными
-Позиции рук
рисунками
- классического
колонна, круг, ли- танца: подготовиния;
тельная, I, II, III
-Знакомство с (игровые упражпонятием:линия
нения
«ловим
танца
воздушные
ша-Проучивание ры», «держим арпоклона (реверанс бузы»)
у девочек, поклон
мальчиков из 6 Ориентировка на
поз. ног)
начало звучания
- Муз.размер музыки и её окон2/4. Движения в чания;
соответствии
с
-Различие дидвухчастной фор- намики
звука
мой музыки и си- «громко –тихо».
лой её звучания Под громкую му(громко,
тихо). зыку –ходьба, акМарш и его виды центируя шаг, под
(спортивный, цир- тихую музыку –
ковой, военный)
ходьба в полуприседе – крадучись
Общеразвивающие
-Упражнения
-Развитие
и
дыхательные для головы, рук, «мышечного чувупражнения. Пар- кистей, развития и ства»: расслаблетерная гимнастика укрепления мышц ние и напряжения
плечевого
пояса мышц
корпуса,
(игровая разминка рук и ног
«Птичий двор»)
-Партерная
-Дыхательные гимнастика:
упражнения
упражнения для

Ноябрь (4 зан.
Декабрь
(4
– 1 ч. 20 мин.)
зан. – 1ч. 20 мин.)

-Перестроения
в
колонну по 2
-Ознакомление
с
танцевальными
рисунками: две линии, две колонны
-Движение по
линии танца, против линии танца
Позиции
ног
классического танца: I, II (игровые
упражнения «стопы
улыбаются», «лягушата», «пингвины»)
-Формирование
умения самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки

Общеразвивающие
упражнения
для
укрепления мышц
плечевого
пояса,
мышц
спины,брюшного
пресса и ног с
предметом –с мя-

Совершенствование навыков исполнения
изученных перестроений и танцевальных рисунков
-Движение
по линии танца,
против
линии
танца
-Движение с
ускорением, замедлением темпа
Совершенствование исполнения
позиций рук и
ног классического танца (игровой
танец «Три пингвина»)

-Упражнения
на
координацию
движений: повороты головы с
шагами, движение рук и головы
с шагами и др.
(игровая размин15

«надуваем шарик»,
«чайники»
-Ознакомление
с элементами партерной гимнастики
–упражнения для
развития и укрепления голеностопа,
спины и гибкости
позвоночника (игропластика
«Путешествие на ковре- самолёте»)

развития
мышц
брюшного пресса
и
ног(игропластика
«Коробка с карандашами»)
-Дыхательные
упражнения «гуси
шипят», «ныряние»

-Основные
движения под музыку: разные виды
шага (бодрый, высокий,
хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий, вперед и
назад спиной)
-Основные
движения под музыку: виды бега
(лёгкий, на носочках, энергичный,
стремительный).
-формировать
умение двигаться с
предметом, согласовывать движения
с музыкой – «Упря с осенними листочками»
Игры
(муз-ые, -«Найди своё мемуз.-дидакт.).
сто»,
муз.
Т.Суворова «Весёлый тренаж»
-«Громко-тихо»,
подборка мелодий
-Хороводная игра
«Здравствуй,
Осень» Витлин
-«Дворник и листочки»,
муз.
Т.И.Суворова
Танцевально-Эмоциональноигровое
творче- образное исполнество
ние
упражнения

Характерные
движения:«пружинка» - легкое приседание.
Музыкальный
размер 2/4 темп
умеренный.
Приседание
на два такта, на
один такт, два
приседания
на
один такт.-«шаг,
приставить, шаг,
каблук». Повороты вправо, влево.
- кружение в
парах и по одному,
- выставление
ноги на носок и
пятку поочерёдно,
- перетопы
-«Гори, гори
ясно»,
рус.нар.мелодия
-«Петушок,
курочка и цыпленок»,
муз.
Г.
Фрида
«Музыкальное
эхо»,
подборка
мелодий

Элементы танцевальных движений
(народный, бальный, характерный,
современный танец)

чом (игровая разминка «В цирке»)
-Статические
упражнения на равновесие («Ласточка», «Цапля» и т.д.)
-Дыхательные
упражнения «надуваем
животики»,
«подышите одной
ноздрёй»
Совершенствование
навыков партерной
гимнастики (танцевальные импровизации детей на заданные мелодии)
-Знакомство с
техникой исполнения движения
подскоки
-формировать
умение правильного исполнения подскоков
-формировать
умение двигаться с
предметом, согласовывать движения
с музыкой – «Упр-я
с султанчиками»

ка «Коробейники»)
Совершенствование навыков партерной гимнастики (повторение
раннее
изученных комбинаций)
Дыхательные
упражнения –по
выбору детей

-«Жмурки»,
муз. Ф.Флотова
-«Найди себе
пару», муз. Т. Ломовой
-«Займи
домик», муз. М. Магдиенко

«Шаловливые
варежки»,
Т.Суворова
-«Ловишки»,
р.н.м., обр. А.
Сидельникова
-«Игра Деда
мороза со снежками», муз. П.
Чайковский

Совершенствование навыков ранее изученных движений
танцах и плясках

ИнсценировЭмоциональноЭмоциональнока песен «На
образное испол- образное исполне- дворе зима, мо16

«кружатся листочки»;
-инсценировка песен с использованием мимики и
пантомимы «Зайчики», «Наседка и
цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой
Репертуар (пляски, -«Пляска парами»,
танцы, хороводы, латыш.нар.мелодия
этюды-«Танец осенних
драматизации)
листочков», муз. А.
Филиппенко, сл. Е.
Макшанцевой

нение упражнения
«барабанщики»;
Инсценировка
песен «Этой
осенью в лесу»,
«Котятаповарята», уз. Е.
Тилечеевой, сл.
М. Ивенсен
-«Топ
и
хлоп», муз. Т.
Назарова
-«Покажи ладошки», лат.н.м.
«Барабанщики»,
муз. Д. Кабалевского и С. Левидова

ние
упражнения
«падают снежинки»; «весёлые Петрушки»
- инсценировка
песен «Петрушка»
И. Брамса, «Снежинки», муз. Т.
Ломовой

роз»,
«Козадереза», сл. нар.,
муз. М. Магдиенко

-«Танец снежинок» муз. О. Берта,
обраб. Н. Метлова
-«Пляска Петрушек», муз. А. Серова

«Новогодний хоровод» муз. г.
Струве
-«Пляска
с
султанчиками»,
укр.н.м.,
обр.М.Раухвергер
а

2-ое полугодие.
Январь-Февраль (7
Март (4 зан. – 1
Апрель (4 зан.
Май (4
занятий – 2 ч. 20 мин. ч. 20 мин.)
– 1 ч. 20 мин.)
зан. – 1 ч. 20
.)
мин.)
Диагностика
Диагностиуровня музыкалька
но-ритмических
способностей детей
Танцевальная аз-Перестроения в
-Перестроения
бука. Ориентация колонну по 3
Совершенствование
«расческа».
Совершенв пространстве.
-Ознакомление с навыка исполнения
-Проучивание
ствование
танцевальными рисун- перестроений в ко- поклона из 3 пози- навыков исками: шахматный по- лонну по 3 и в ции ног вправо и полнения
рядок
шахматный поря- влево.
раннее изу-Исходная пози- док
-Хлопки
на ченных пеция: проучивание от-Ритмические
каждый счет и че- рестроений:
крытия и закрытия рук хлопки в ладоши.
рез счет.
круг, линия,
на поясе через класси-Шаг на каж- колонна,
ческие позиции (1,2, Совершенствование дый счет и через две линии,
на поясе)
навыка правильного счет.
две колон-Муз.размер 3/4. положения рук на
-Повторение
ны,
переДвижения в соответ- поясе, открывания позиций рук клас- строения в
ствии с трехчастной и закрывания через сического
танца: колонну по
формой музыки
2-ю позицию.
подготовительная,
2 и по 3,
-Знакомство с 3 I, II, III (игровые шахматный
позицией ног. Про- упражнения «ловим порядок,
учивание поклона воздушные шары», «расческа»
из 3 позиции ног «держим арбузы»)
(игровое
вперёд и назад.
путешествие
«В
лабиринте»)
Общеразвивающие
-Повторение ранЗнакомство
с
Выполи
дыхательные нее изученныхупраж- новыми общеразви- Совершенствование нение тан17

упражнения. Пар- нений (игровые разтерная гимнастика минки «Птичий двор»,
«В цирке»)
Совершенствование
навыков исполнения
упражнений партерной гимнастики («Путешествие на ковресамолёте», «Коробка с
карандашами»)
-Дыхательные
упражнения«Ветерок»,
«Насос»
Элементы танцеПоложения в павальных движений рах: кружение «лодоч(народный, баль- кой», «вертушка»
ный, характерный,
-Формировать
современный та- умение двигаться с
нец)
предметом, согласовывать движения с музыкой «Упражнения с
платками»
-Танц. движения:
«пружинка», выставление ноги на пятку и
носок с

вающими упражнениями
–
танцевальноритмическая гимнастика «Чебурашка»
-Знакомство с
новыми упражнениями
партерной
гимнастики (игропластика «В царстве Нептуна»)
-Дыхательные
упражнения по выбору детей
-Положения в
парах: движение в
парах по кругу
-Формировать
умение двигаться с
предметом, согласовывать движения
с музыкой «Упражнения с цветами»
(муз. «Вальса» А.
Жилина)
-Тройные притопы. «Пружинка»
с наклонами в головы, приставные шаги с приседанием.

Игры (музыкаль-«Самолеты», муз.
ные, музыкально - М. Магиденко
дидактические).
-«Весёлая
карусель», р.н.м., обр. Е.
Тиличеевой

р. н. и. «Ручеёк»,
«Угадай мелор.н.м.«Колобок»
дию», «Музыкальр.н.м, обр. Е. Тили- ный магазин», подчеевой
борка мелодий разного характера

Танцевально-Танцевальные
игровое
творче- импровизации детей
ство
под заданные мелодии
-Игровой
самомассаж: поглаживание
рук и ног в образноигровой форме ( «Ладошки»,
«Красивые
руки», «Быстрые ноги»)

Инсценировка
песен «Весёлые лягушата», сл. и муз.
Ю. Литовко; «Как у
наших у ворот»,
р.н.м., обр. В. Агафонникова

Репертуар (пляски,

-«1,2,3, на носоч-

-Ритмический

упражнений танцевальноритмической гимнастики «Чебурашка»
Совершенствование упражнений
партерной гимнастики «В царстве
Нептуна»
-Дыхательные
упражнения «Паровоз», «Волны шипят»
Совершенствование
навыка исполнения
подскоков,
приставных шагов. Поскоки на месте,
кружение поскоками.
- Шаги польки.
Галоп (прямой и
боковой) в кругу по
линии танца, в парах, лицом друг к
другу.

-Инсценировка
песен «Если нравится тебе, то делай
так», «Мои ручки
хороши»
-Игровой
самомассаж: поглаживание отдельных
частей тела в определённом порядке в
образно-игровой
форме («лепим лицо», «упругий живот», «ушки»)
-Полька «Весё-

цевальноритмической и партерной гимнастики по
желанию
детей

Повторение
раннее изученных
движений:
основные
движения
(различные
виды шага и
бега)
Совершенствование
техники исполнения
поскоков,
галопа
и
приставных
шагов.
«Отгадай чей голосок»,
р.н.м. «Кот
и
мыши»,
муз. Т. Ломовой
Упражнения
на
развитие
творческого
воображения: «Раз,
два,
три,
замри!»,
«Море волнуется
раз..», «Зеркало»

18

танцы, хороводы, ки»
этюды-«Танец с платкадраматизации)
ми», р.н.м.
-«Приглашение»,
укр.н.м., обр.
Г.Теплицкого

танец «Мы пойдем
сначала вправо»
«Подснежники» из
цикла «Времена года» П. Чайковский
«Апрель»

лое
настроение»,
муз. З. Роот
-Полька
с
хлопками (парный
танец)

Развлечение
«В гостях у
Чебурашки»
Повторение
ранее изученных танцевальных
композиций
по желанию
детей

Итого: 36 занятия - 11 ч. 40 мин.

Дети 5-6 лет
1-ое полугодие.
Сентябрь (8 зан. – 3ч. 20 Октябрь (8 зан. – Ноябрь (8 зан. – 3 Декабрь (8
мин.)
3 ч. 20 мин
ч. 20 мин.)
зан. – 3ч. 20
мин.)
Мониторинг уров- Мониторинг
ня
музыкальноритмических способностей детей
Танцевальная аз- -Актуализация
бука.
знаний о простейших Совершенствова- СовершенствоваТанцевальОриентация в про- престроениях: колонна, ние
ние навыка постро- ный
странстве.
шеренга,
Навыка построе- ения в колонну по рисунок:
круг.Совершенствование ния в колонну по 3.
шахматный
навыка построения в ко- 3.
-Танцевальный ри- порядок,
лонну по 3.
-Танцевальный
сунок: шахматный диагональ,
-Танцевальные позиции рисунок:
шах- порядок,
диаго- «змейка»
ног: I, II, III, VI;
матный порядок, наль.
-Танцевальные позиции диагональ.
-Перестроения:
Перестроерук (подг., I, II, III);
-Знакомство
с «расческа», две ко- ния: шерен-Классический поклон техникой испол- лонны, две линии, га, «расчес(реверанс у девочек, по- нения русского сужение
круга, ка», две ликлон у мальчиков)
народного
по- расширение круга. нии, две ко-Движение по линии клона и смысло- лоны, сужетанца, против линии вым значением в Совершенствование круга,
танца
нем
движений ние
расширение
(только
навыка правильно- круга.
руки)
го исполнения тан- -Движение
с цевальных позиций Совершенускорением, за- рук (подг., I, II, III); ствование
медлением темпа. -Движение по ли- навыка пра-Движение
по нии танца, против вильного
линии
танца, линии танца.
исполнения
против
линии -Шаг на каждый танцевальтанца лицом впе- счет и через счет
ных позиций
рёд и спиной.
ног: I, II, III,
VI
-Хлопки
в
такт музыки.
19

Общеразвивающие
и
дыхательные
упражнения. Партерная гимнастика

-Упражнения для кистей
рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса (игровая разминка
«Я танцую»)
-Партерная гимнастика:упражнения для развития и укрепления мышц
спины и гибкости
позвоночника(игропластика «В гости к кошке»)
-Дыхательные упражнения «Насос», «воздушный шар», «Водолазы»

-Упражнения для
кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса (игровая разминка «Я
танцую»)
-Партерная гимнастика:- упражнения для развития и укрепления
мышц брюшного
пресса и ног (игропластика «В
осеннем лесу»)

Элементы танцевальных движений
(народный, бальный, характерный,
современный танец)

-Совершенствование исполнения
подскоков,
приставного шага, выставление ноги на носок
и пятку, бокового и прямого галопа

Формирование
навыка выразительной работы с
предметом
–
«Упражнения с
ленточками»,
укр.н.м., обр. Р.
Рустамова
-Шаг на всей
ступне на месте, с
продвижением
вперёд и кружении

-Образнотанцевальная композиции из ранее
разученных общеразвивающих движений
«Чебурашка».
-Партерная гимнастика: - упражнение на осанку в седе и седе «потурецки». Различные движения руками, повороты туловища, соединение ладоней за
спиной пальцами к
верху (игропластика «Путешествие в
восточные
страны»)
-Поочерёдное выбрасывание ног в
прыжке
-Полуприседание с
выставлением ноги
на пятку
-Высокий шаг
-Движения
рук:
«моторчик», «приглашение», «паровозы»
-Хлопки в парах:
«стенка», «крестики»

Игры
(муз-ые, -«Ловишка», муз. Й. -«Найди себе па- Игры по
муз.-дидакт.).
Гайдна
ру», латв. н.м., детей
-«Будь ловким!», муз. Н. обр. Т. Потапенко
Ладухина
-«Игра со зво-

Хлопки на
каждый счет
и через счет.
Танцевальноритмическая
гимнастика
по выбору
детей
-Партерная
гимнастика
по выбору
детей
Дыхательные
упражнения
по выбору
детей.

-Плавный
хороводный
шаг с продвижение
вперед
на
носках
Танцевальный шаг с
носка,
«пружинка»
-Движения
рук: «поющие руки»,
плавные перекрестные
движения
над головой,
поочередные
плавные
движения
руками, разведенными в
стороны.
-Позиции
рук в парах:
«вертушка»
выбору -«Не выпустим», муз.
Т. Ломовой
-«Игра
с
20

ночком», муз. С.
Ржавский
Танцевально-Напряженное и расигровое
творче- слабленное положение
ство
рук и ног в образнодвигательной форме и
различных
исходных
положениях: лежа, стоя,
сидя («тряпичные куклы», «оловянные солдатики»,
«роботы» и т.д.)
-Инсценировка
песни- хоровода «К нам
гости пришли», муз. Ан.
Александрова, сл. М.
Ивенсен
-Игровой самомассаж (
«Ладошки-мочалки»,
«Смываем водичкой руки, ноги» и т.д.)

-Инсценировка
песен «Котик и
козлик», «Я полю, полю лук»,
муз. Е. Тиличеевой
-Имитационнообразные упражнения врасслаблении. Потряхивание
кистями
рук –«воробушки
полетели».
-Формировать
умение изображать сказочных
животных и птиц
(лиса, медведь,
заяц и т.д.)

-Инсценировка
песни «Чебурашка»,
муз.
В.Шаинский,
Э.Успенский
-Напряженное
и
расслабленное положение руки ног в
образнодвигательной форме и различных
исходных положениях: лежа, стоя,
сидя
-Формировать умение
изображать
сказочных животных и птиц (лиса,
медведь, заяц и
т.д.)

Репертуар (пляски,
танцы, хороводы,
этюдыдраматизации)

-Хоровод «Урожайная», муз. А.
Филиппенко, сл.
О. Волгиной
-Этюды «Тихий
танец», муз. В.
Моцарта, «Ёжик
и мышки», муз.
М. Красева

-Характерный танец -«Танец гномов», муз. Ф. Черчеля
-Этюд «Кот Васька», муз. Г. Лобачева

-«Дружные пары», муз.
И. Штрауса («Полька»)
-Танец- игра «Танец сидя»,
«Полька Триктрак», муз. С. Войтенко,
Д. Храмков

бубном»,
муз. М. Красёва
Коллективное придумывание
движений и
композиции
к танцу по
заданной
мелодии
«Кузнечик»
(«Песня
о
кузнечике»
на
муз.
В.Шаинског
о).
-Игровой
самомассаж
и упражнения в расслаблении
по выбору
детей.
-«Танец
Снегурочки
и
снежинок», муз. Р.
Глиэра
«Новогодняя
хороводная», муз. С.
Шайдар

2-ое полугодие.
ЯнварьМарт (8 зан. –3
Апрель (8
Май (8 зан. – 3
Февраль (12 заня- ч. 20 мин.)
зан. – 3 ч. 20 ч. 20 мин.)
тий – 5 ч. 00 мин. .)
мин.)
Диагностика

Диагностика
уровня музыкально-ритмических
способностей детей
Танцевальная аз- -Танцевальные рибука. Ориентация сунки: концентрив пространстве.
ческие
круги
(внешний и внутренний
круг);
«змейка»
-Изучение техники
исполнения русского народного
поклона с пристав-

-Танцевальные рисунки: две колонны, шеренга, полукруг
-Построения и перестроения
группы:«Воротца»,
«Звёздочки», «Карусели».
-

-Танцевальные
рисунки:
«улитка», «ручеёк»,
сужениерасширение
круга, «расческа»
-Движение по
линии танца,

Совершенствование
изученных в течение года танцевальных рисунков и перестроений

21

ными шагами.
Совершенствование
правильной постановки рук на поясе
через
позиции
классического танца.

Совершенствование
техники исполнения русского поклона.

Общеразвивающие
и
дыхательные
упражнения. Партерная гимнастика

-Упражнения
на
координацию движений: повороты
головы с шагами,
движение рук и головы с шагами и
др. (танцевальноритмическая композиция «Коробейники»)
-Партерная гимнастика: упражнения
на
подвижность
стопы и эластичность голеностопного
сустава.
Упражнения
для
выворотности ног
(игропластика «На
лесной полянке»)
-Дыхательные
упражнения
«Ветер»,
«Насос»,
«Воздушный шар

-Упражнения
на
координацию движений с предметом
(мячи)
–
«Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой (Танцевально-ритмическая
композиция «Воздушные мячи»)
-Партерная гимнастика: упражнения
для развития мышц
спины и гибкости
позвоночника
по
выбору детей.
-Дыхательный
упражнения по выбору детей

Элементы танцевальных движений
(народный, бальный, характерный,
современный танец)

-Формирование
навыка
выразительной работы с
предметом
–упр.
«Передача платочка», муз. Т. Ломовой
-Элементы русской
пляски: притопы,
«пружинка», шаги с
притопом на месте,
боковой приставной шаг, «ковырялочка», «распашонка»
-Положение рук в

-Приставной шаг с
притопом, выставление ноги на пятку
и на носок в полуприседе, «ковырялочка», танцевальный шаг с носка,
высокий шаг; присядка по 6 поз. (у
мальчиков);
-Положения
рук:
«держим косынку
за
кончики»,
«мельница назад»;
-Кружение в парах
и по одному.

против хода, в
колонне
по
диагонали,
в
шеренге взявшись за руки,
-Движение
с
ускорением,
замедлением
темпа
-Упражнения
на координацию движений
с
предметом
(мячи)
–
«Упражнения с
мячами», муз.
Т.
Ломовой
(Танцевальноритмическая
композиция
«Воздушные
мячи»)
-Партерная
гимнастика:
упражнения
для развития и
укрепления
мышц брюшного пресса и
ног по выбору
детей.
-Образные
упражнения на
развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц
корпуса, рук и
ног.
-Хороводные
шаги: топающий (топотушки, перетопы),
дробный шаг.
-Положения
рук в русском
хороводе: «воротики», «замочки», «Бараночки»,
«полочка»

-Танцевальноритмическая гимнастика по выбору
детей
-Партерная гимнастика по выбору
детей

Совершенствование
исполнения изученных движений в течение года

22

парах в русской
пляске: «воротики»,
«вертушка», «звёздочка», «лодочка»
Игры (музыкаль- -«Игра со звоночные, музыкально - ками»,
муз.
С.
дидактические).
Ржавской
-«Погремушки»,
муз. Т. Вилькорейской

-«Береги
обруч»,
муз. В. Витлина
-«Чей кружок скорее
соберется?»,
р.н.м., обр. Т. Ломовой

Танцевально-Инсценировка пе- -Развитие умения
игровое
творче- сен «Весёлые му- изображать сказочство
зыканты», муз. Е. ных животных и
Тиличеевой, слова
птиц
(«цирковые
Ю.
Островского, лошадки»)
«Вальс
кошки», -Инсценировка
муз. В. Золотарева
песни «Где ты был,
-Игровой самомас- Иванушка?», р.н.м.,
саж –формирование обр. В. Агафонниумения придумы- кова
вать образные по- -Двигательные
глаживание
рук, упражнения
на
ног, отдельных ча- имитационных
и
стей тела в опреде- образных движенилённом порядке в ях «Волны шипят»,
образно-игровой
«цветы распускаформе под задан- ются» и т.д
ную мелодию
Репертуар (пляски, «Танец с разно- -«Матрёшки», муз.
танцы, хороводы, цветными платоч- Б. Мокроусова
этюдыками», р.н.п. «Са- -Этюд «Танец
драматизации)
марагородок», цирковых
лошадвиж. З. Роот
док», муз. М. Кра-Этюд «Ау!» («Иг- сева
ра в лесу», муз. Т.
Ломовой)
Итого: 72 занятий - 28 ч. 20 мин.

-«Карусель».
Муз.фрагменты
из
«Токкатины» и «Плясок
на лужайке»,
муз. Д. Кабалевского.
-«Займи
домик», муз. М.
Магиденко
-Свободная
пляска под заданные мелодии («Весёлый
тренаж», «33
коровы», «Весёлая полька»
Т.И. Суворова,
русские народные мелодии
«Заинька», «Ой
хмель
мой,
хмелек»)
-Развитие умения изображать
сказочных животных и птиц
(«медвежата»)
-Хоровод
«Змейка с воротцами»
С.Руднева
-Этюд «Пляска
медвежат»,
муз. М. Красева

- Игры по выбору
детей

-Инсценировки песен по желанию детей
-Движения игрового самомассажа по
выбору детей

-Повторение
изученных в течение
года танцев и этюдов по желанию детей
-Развлечение
«В
гостях у Карлсона»

Дети 6-7 лет
1-ое полугодие.
Сентябрь (8 зан. – 3 ч. 20 Октябрь (8 зан. – Ноябрь (8 зан. – 3 Декабрь (8
мин.)
3ч. 20 мин
ч. 20 мин.)
зан. – 3ч. 20
мин.)
Диагностика - 2 занятия

Диагностика
уровня музыкально-ритмических
способностей детей
Танцевальная аз- -Актуализация знаний о бука.
простейших перестрое- Совершенствова- СовершенствоваТанцевальОриентация в про- ниях: колонна, шеренга, ние навыка по- ние навыка постро- ный
23

странстве.

круг.
-Формирование навыка
построения в колонну по
4.
-Танцевальные позиции
ног: I, II, III, VI;
-Танцевальные позиции
рук (подг., I, II, III);
-Русский поклон. Совершенствование движений
-Движение по линии
танца, против
линии танца

строения в колонну по 4.
-Танцевальный
рисунок:
шахматный порядок,
диагональ.
-Знакомство
с
техникой исполнения украинского народного поклона и смысловым значением в
нем движений.
-Движение
с
ускорением, замедлением темпа.
-Движение
по
линии
танца,
против
линии
танца лицом вперёд и спиной.

ения в колонну по
4.
-Танцевальный рисунок: шахматный
порядок,
диагональ.
-Перестроения:
«расческа», две колонны, две линии,
сужение
круга,
расширение круга.
Совершенствование навыка правильного исполнения танцевальных
позиций рук (подг.,
I, II, III);
-Движение по линии танца, против
линии танца.
-Шаг на каждый
счет и через счет.

Общеразвивающие
и
дыхательные
упражнения. Партерная гимнастика

-Упражнения для кистей
рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, корпуса (Игровая
разминка «Часики»)
-Партерная гимнастика:
упражнение на осанку в
седе
и
седе
«потурецки».
Различные
движения руками, повороты туловища, соединение ладоней за спиной
пальцами к верху (игропластика «Путешествие
в восточные страны»)
-Дыхательные упражнения «Насос», «воздушный шар», «Водолазы»

-Упражнения для
кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса (игровая
разминка
«Часики»)
-Партерная гимнастика:- упражнения для развития и укрепления
мышц брюшного
пресса и ног (игропластика
«В
осеннем лесу»)
-Дыхательные
упражнения
по
выбору детей.

-Партерная гимнастика (по показу
желающих детей –
упражнения на выбор):
- упражнение на
осанку;
- упражнения для
развития и укрепления
мышц
брюшного пресса
и ног;
- упражнения для
развития и укрепления мышц спины
и гибкости позвоночника
-Дыхательные
упражнения «Чайник», «Гуси ши-

рисунок:
шахматный
порядок,
диагональ,
«змейка»
Перестроения: шеренга, «расческа», две линии, две колоны, сужение круга,
расширение
круга.
Совершенствование
навыка правильного
исполнения
танцевальных позиций
ног: I, II, III,
VI
Ритмический танец
«Танец
с
хлопками»
Совершенствование
техники исполнения
украинского
поклона
Танцевальноритмическая
гимнастика
по
показу
желающих
детей
–
упражнения
на выбор.

24

пят», «Паровоз»
Элементы танцевальных движений
(народный, бальный, характерный,
современный танец)

Совершенствование исполнения
подскоков,
приставного шага, выставление ноги на носок
и пятку, бокового и прямого галопа

-Формирование
навыка выразительной работы с
предметом
–
«Упражнения с
ленточками»,
укр.н.м., обр. Р.
Рустамова
-Положения рук в
украинском танце: «держим бусы», «Ладошки к
солнцу», «на поясе», у мальчиков
–«держим шапку», «руки открыты к солнцу»
-Движения ног в
укр. танце: «ковырялочка с угинанием», «притопы»

Игры (музыкаль- -«Плетень», р.н.м., обр.
ные, музыкально - С. Бодренкова
дидактические).
-«Ищи!», музыка Т. Ломовой
-«Колобок», р.н.м. , обр.
Е. Тиличеевой

-«Найди себе пару», венг.н.м.
-«Зайцы и лиса»,
«Кот и мыши»,
муз. Т. Ломовой

Танцевально-Формирование навыков
игровое
творче- худож- го исполнения
ство
образов при инсценировании песен - «Танец
медведя и медвежат»
(«Медведь», муз. Г. Галинина)
-Формирование навыка
работы с предметом «Упражнения с колосьями», р.н.м., обр. Т. Ломовой
-Имитационно-образные
упражнения в
расслаблении

-Способствовать
развитию самостоятельности в
поисках способа
передачи в движениях муз образов –этюды из
репертуара
-Игровой самомассаж «Я на
солнышке лежу»
-Инсценировка
песни
«Вышли
куклы
танцевать», муз. В.
Витлина

-Поочерёдное выбрасывание ног в
прыжке
-Полуприседание с
выставлением ноги
на пятку
-Высокий шаг
-Движения
рук:
«моторчик», «приглашение», «паровозы»
-Хлопки в парах:
«стенка», «крестики»

-Плавный
хороводный
шаг с продвижение
вперед
на
носках
Танцевальный шаг с
носка,
«пружинка»
-Движения
рук: «поющие руки»,
плавные перекрестные
движения
над головой,
поочередные
плавные
движения
руками, разведенными в
стороны.
-Позиции
рук в парах:
«вертушка»
-«Музыкальные
Игры по вызмейки», подборка бору детей
мелодий
вальса,
польки,
кадрили,
хоровода
-«Кто
скорее?»,
муз. Т. Ломовой
-Формирование
навыков художе- Коллективственного испол- ное придунения образов при мывание
инсценировании
движений и
песен – этюды из композиции
репертуара
к танцу по
заданной
Совершенствовамелодии
ние умения импро- «Потерялся
визировать под му- львёнок»,
зыку соответству- муз. В. Энке,
ющего характера - сл. В. Лапи«Конькобежцы»,
на
Т.И. Суворова
Формирование навыка
работы
с
предметом
25

Репертуар (пляски,
танцы, хороводы,
этюдыдраматизации)

-Танец «Бульба», белорус.нар. мел., обр. Т.
Ломовой
-«Танец с колосьями»,
муз. И. Дунаевского

-Этюды
«Дождик» («Дождик»,
муз. Н. Любарского),«Попляшем»
(«Барашенька»,
р.н.м.)
-«Весёлый
танец»,
укр.н.м.
«Гопак»

-Этюды «Лошадки»
(«Танец», муз. Дарондо), «Медведи
пляшут», муз. М.
Красёва
-«Шаловливые часы» («Полька» А.
Жилинского)

«Упражнения со звёздами»
(«Светит
звёздочка в
ночи»)
-«Танец
Снеговиков»
(«Марш
Снеговиков»)
-«Танец
Звёздочек»
(«Светит
звёздочка в
ночи»)

2-ое полугодие.
Диагностика
уровня
музыкальноритмических способностей детей

Янв-Фев.(12 заня- Март (8 зан. – 3 Апрель (8 зан. – Май (8 зан. – 3 ч. 20
тий – 5 ч. 00 мин. .) ч. 20 мин.)
3 ч. 20 мин.)
мин.)
Диагностика - 2 занятия

26

Общеразвивающие и дыхательные упражнения.
Партерная гимнастика

-Упражнения
на
координацию движений: повороты
головы с шагами,
движение рук и головы с шагами и
др. (танцевальноритмическая композиция
«Коробейники»)
-Партерная гимнастика: упражнения
на
подвижность
стопы и эластичность голеностопного
сустава.
Упражнения
для
выворотности ног
(игропластика «На
лесной полянке»)
-Дыхательные
упражнения «Ветер»,«Насос»,
«Воздушный шар»

-Упражнения
на координацию движений
с
предметом
(мячи)
–
«Упражнения с
мячами», муз.
Т.
Ломовой
(Танцевальноритмическая
композиция
«Воздушные
мячи»)
-Партерная
гимнастика:
упражнения
для
развития
мышц спины и
гибкости
позвоночника по
выбору детей.
-Дыхательный
упражнения по
выбору детей
-

-Упражнения
на координацию
движений
с
предметом (мячи)
–
«Упражнения с
мячами», муз. Т.
Ломовой (Танцевальноритмическая
композиция
«Воздушные
мячи»)
-Партерная
гимнастика:
упражнения для
развития
и
укрепления
мышц брюшного пресса и ног
по выбору детей.
-Образные
упражнения на
развитие «мышечного
чувства»: расслабление и напряжение
мышц
корпуса, рук и
ног.
-

-Танцевальноритмическая гимнастика по выбору детей
-Партерная гимнастика
по выбору детей
-

Элементы танцевальных движений (народный,
бальный, характерный,
современный танец)

-Элементы узбекского танца: хлопки в ладоши над
головой, притопы,
щелчки пальцами,
плавные, выразительные движения
рук
-Положение рук в
узбекском танце:
«домик» (над головой, ладони вместе), «Крыша» (над
головой, ладошки
друг на друге параллельно голове),
«на поясе».

-Приставной
шаг с притопом, выставление ноги на
пятку и на носок в полуприседе, «ковырялочка», танцевальный шаг с
носка, высокий
шаг; присядка
по 6 поз. (у
мальчиков);
-Кружение
в
парах и по одному.
-Положения
рук в парах:
«воротики»,
«замочки»,
«бараночки»,
«вертушка»

-Элементы русской пляски –
повторение
раннее изученных движений

Совершенствование исполнения
изученных
движений в течение года

27

Игры (музыкаль- -«Пастух и козляные, музыкально та», р.н.песня, обр.
- дидактические). В. Трутовского
-«Поездка за город», муз. В. Герчик
Танцевально-Инсценировка пеигровое творче- сен «Черная пантество
ра», муз. В. Энке
-Игровой самомассаж
–
формирование
умения придумывать образные поглаживание
рук,
ног, отдельных частей тела в определённом порядке в
образно-игровой
форме под заданную мелодию

-«К
своим
флажкам», муз.
Т. Ломовой
-«Узнай по голосу», муз. В.
Ребикова
-Фомирование
умения работы
с
предметом
«Упражнения с
ложками»,
р.н.м.
-Инсценировка
песни «Голубой вагон», В.
Шаинский
-Двигательные
упражнения на
имитационных
и
образных
движениях
«порхают бабочки»
Репертуар (пляс- -Узбекский танец -«Кадриль
с
ки, танцы, хоро- «Кашкарга»,
ложками»,
воды,
этюды- узб.н.м.
р.н.м.,обр.
Е.
драматизации)
-Этюды «Попрыгу- Туманяна
нья-Стрекоза»,
-Этюд «Пляска
«Упрямец», муз. Г. бабочек», муз.
Свиридова
Е. Тиличеевой
Итого: 72 занятий –28 ч. 20 мин.

-«Музыкальное Игры по выбору детей
эхо», подборка
мелодий
-«Игра с бубном», р.н.м.
-Свободная
пляска под заданные мелодии
-Развитие умения изображать
сказочных животных и птиц
(«весёлый слоник»)

-Инсценировки песен по
желанию детей
-Движения игрового самомассажа по выбору
детей

-Танец «Самовар»
(«Пых,
пых, самовар»)
-Характерный
танец «Весёлый
слоник», муз. В.
Комарова

Повторение изученных
в течение года танцев и
этюдов по желанию детей
-Развлечение «Весёлая
ярмарка»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Игровые занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной
общеобразовательной программы МБДОУ. Деятельность проходит в музыкальном зале.

3.2. Схема организации занятия
Организованная деятельность с детьми по ритмике и танцу содержат:
- упражнения на развитие основных навыков и умений (для головы, рук, ног и корпуса в разном характере, темпе, ритме)
- музыкально-ритмические упражнения, танцевальные элементы
- упражнения с предметами (мячами, погремушками, бубнами)
- танцевальные и ритмические этюды
- танцевальные развернутые композиции
- музыкальные загадки, игры

28

Организованная деятельность имеет свою структуру и включает в себя три части, направленные на решение задач и несущие определенную эмоционально-физическую нагрузку дошкольников.
1 часть занятия –подготовительная –занимает ¼ от всего занятия, подготавливает двигательные аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части занятия
2 часть –основная –занимает 2/4 от всего занятия, совершенствование ранее полученных
навыков, применение их в творческой ситуации, работа с детьми над развернутыми композициями.
3 часть –заключительная –занимает ¼ от всего занятия. Снимает напряжение, излишнюю
эмоциональность. Здесь используются игры, забавы, свободное действие под музыку.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях.

3.3. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей дошкольного возраста.

3.4. Материально-техническое обеспечение
Технические средства:
• Ноутбук
• Портативная акустика
• Мольберт
Музыкально-дидактический материал:


Музыкальные игрушки и инструменты: погремушки, колокольчики, деревянные палочки, шумелочки, бубны, металлофоны, ксилофоны, барабаны, музыкальные треугольники, бубенцы.



Атрибуты для игр и танцев: платочки, султанчики, метелочки, кубики, цветочки из ткани,
снежки, листочки, ленточки,



Костюмы для театрализованной деятельности, кукольный театр, игрушки, иллюстрации.

Педагогическая копилка: пальчиковые игры; музыкально – дидактические игры; конспекты занятий, праздников и развлечений; музыкальный материал к занятиям в электронном виде.

29

3.5. Методические материалы и средства обучения
а) Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из
опыта работы муз. руководителей дет. Садов / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. –М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из
опыта работымуз. руководителей дет. Садов / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. –М.: Просвещение, 1984. -288 с.
3. Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет. / Ирина Бодраченко.
–М.: Айрис-пресс, 2009. –176 с.
4. БодраченкоИ. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет. / Ирина Бодраченко.
–М.: Айрис-пресс, 2009. –144 с.
5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е, перераб. и доп. –СПб: РЖ «Музыкальная
палитра», 2012. –192 с.
6. Зарецкая Н. В., Роот З. Я. Танцы в детском саду /. –3-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2006. -112с.:
ил. – (Внимание: дети!)
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. –2-е изд., испр. и доп.
–М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. –336 с.
8. Подшибякина С. Ю. Хоровод круглый год (инсценировки, песни и танцы для дошкольников). –Волгоград: Учитель, 2007. –123с.
9. Радынова О. П. Песня, танец, марш. –М.: ТЦ Сфера, 2010. –240 с.
10.
Роот З. Я. Танцы с нотами для детского сада. –2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2007. 112с.: ил. – (Внимание: дети!)
11.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. –М.: ЛИНКАПРЕСС, 2006. –272 с.
12.
Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 1, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2004
13.
Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 2, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005
14.
Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 3, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005
15.
Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 4, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2006
16.
Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 5, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2007

б) Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Подред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. –2- е изд., испр. и доп. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. –336 с.
2.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. 3-е, перераб. и доп. –СПб. РЖ «Музыкальная
палитра», 2012. –192 с.
3.Буренина А. И. Римическая мозаика. Музыкальное приложение. Комплект из 4 дисков
4.Суворова Т.И «Танцевальная ритмика». Музыкальное приложение на электронном носителе.
Комплект из 6 музыкальных сборников
30

- Серия «Пойте с нами». Музыкальное приложение. Комплект из 4 дисков
- Серия «Детский праздник». Музыкальное приложение. Комплект

из

4

дисков

31

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Месячник ко Дню защитника Отечества