ДОП Развивай ка

СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к реализации программы

3

1.1.3.

Характеристика особенностей развития детей: возрастные и индивидуальные

4

особенности контингента детей
1.2.

Планируемые результаты

4
II.

2.1.

Содержательный раздел

Содержание, формы, методы и средства образовательной деятельности по освоению

5

воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
2.2.

Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках реализации

6

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
III.

Организационный раздел

3.1.

Учебный план программы

9

3.2.

Материально техническая база.

9

3.3.

Учебно-практическое оборудование

9

3.4.

Информация о педагоге

10

3.5.

Оценочные материалы достижений дошкольников, обучающихся по дополнительной

10

общеобразовательной общеразвивающей программе

I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении
СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №
26ОБ.

Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 “Требования к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”.

Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 “О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей”.

Устав МБДОУ “Детский сад № 23 “Уральская Сказка”.
Вид программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Актуальность разработки программы обусловлена поиском путей совершенствования
процесса математической подготовки к обучению детей старшего возраста. Необходимость
работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом
родителей и педагогов.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей старшего возраста - одна из
актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают
материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности
детей дошкольного возраста, основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма
организации -игра.








1.1.1. Цель и задачи программы.
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста, приемами логического мышления
через игры познавательной направленности.
Задачи:
формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции -анализ и
сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать
их отличия на графическом изображении таблицы;
развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера;
развивать умение ориентироваться на листе бумаги, творческое воображение, чувство цвета и
формы, а также мелкую моторику рук;
развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные
представления;
формировать позитивное отношение к освоению логики;
развивать интеллектуальный, эмоциональный, социально-личностный компонент.
1.1.2. Принципы и походы реализации программы.
Принципы проведения занятий:
• Системность - определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы
знаний и умений, тем и разделов учебного материала.,
• наглядность - обеспечивает прочное запоминание;
• цикличность - построения занятий,
• доступность - предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с
уровнем развития, подготовленности детей;
• развивающий и воспитательный характер - в основе лежит закономерность, согласно
которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него
новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей,
интересов, склонностей.

Данным принципам соответствуют культурологический, антропологический, личностноориентированный, средовой и деятельностный подходы к организации развивающего
взаимодействия между участниками образовательного процесса.
1.1.3. Характеристика особенностей интеллектуально-логического развития
дошкольников 5-6 лет:
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система. Быстро развивается
психика ребенка, изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения,
повышается точность работы органов чувств.
Восприятие старших дошкольников отличается неустойчивостью и неорганизованностью,
но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной
деятельностью,
усложняется
и
углубляется,
становится
более
анализирующим,
дифференцирующим, принимает организованный характер. Продолжает совершенствование
восприятия цвета, формы, величины, строения предметов; систематизируются представления
детей. Дети 5-6 лет воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию
или убыванию до 10 предметов. Однако могут испытывать трудности при анализе
пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположению.
Внимание старших дошкольников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по
объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего,
мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу на
наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т.д. Могут применять адекватные мыслительные средства:
схематизированные представления (возникают в процессе наглядного моделирования),
комплексные представления (система признаков объекта), представления, отражающие стадии
преобразования и т.д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. Дети старшего возраста способны рассуждать и давать
адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта. Большое значение в познавательной деятельности старшего дошкольника
имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.
Особенностью детей данного возраста является потребность в осмыслении происходящего
вокруг, в поиске детерминанты окружающей действительности. Познавательная активность
детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к
систематическому обучению.
Это возраст наиболее активного развития художественного творчества. Конструирование
характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность,
овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может
осуществляться на основе схемы, по замыслу, по условию.
1.2.Планируемые результаты освоения дошкольниками программы
Воспитанники старшего дошкольного возраста ( от 5 до 6 лет) в результате освоения Программы
должны уметь:
мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
• объединять и распределять предметы по группам.
• свободно оперировать обобщающими понятиями.
• мысленно делить целое на части и из частей.
• формировать целое, устанавливая смысловые цепочки, делать умозаключения.
•ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

II.

Содержательный раздел

2.1. Содержание, формы, методы и средства образовательной деятельности по освоению
воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
В основе программы лежит увлекательный математический материал, который представлен
дидактическими играми, математическими развлечениями, игровыми заданиями, упражнениями
конструктивного характера - моделирование, аппликация:
- игры с блоками Дьенеша
- игры с палочками Кюизенера.
- квадрат Воскобовича
- Геоконд на каждого ребенка и набор разноцветных резинок.
- игры на логику.
- игры на развитие мышления.
- упражнения на развитие памяти.
Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются
необычностью решения, парадоксальностью результата.
В обучении детей по программе приоритетной формой организации детей является
объединение их в группы по 10-12 детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 11
месяцев. Продолжительность занятий – 25 минут.
Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с
учетом принципа постепенного и постоянного усложнения.
Реализация программы осуществляется в естественном для дошкольников виде
деятельности – игре. Так же игра стимулирует проявление творческих способностей, создает
условия для личностного развития.
Для эффективного решения образовательных задач используются различные формы
организации детского коллектива:
1. Логико-математические игры – игра характеризуется единым динамичным сюжетом с наличием
интриги и логично выстроенной мотивацией, вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный
герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Ребенок является
активным участником игры.
2. Интегрированные игровые занятия – интегрируются различные виды деятельности. Перед
ребенком ставятся вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению
упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая, таким образом,
к самостоятельности.
3. Самостоятельная игра детей – у детей тренируются умения, совершенствуются ручная умелость и
интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Материал
представлен в определенной систематичности, в определенной
последовательности, что очень важно не только для усвоения программы детьми, но и для
развития способностей каждого ребёнка.
Методические приемы:
• констатация успеха;
• поддержка ребенка в ситуации неудачи;
• одобрение поведения;
• анализ игровой ситуации;
• создание ситуации успеха;
• постепенное усложнение задачи;
• демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
• анализ образцов поведения;
• прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
• прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
• тематический просмотр видеозаписей;
• эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения;
• движение к открытию.

2.2.Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Неделя
Октябрь
1

Тема

Содержание

Кол-во
часов

Весёлый счет

Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия:
первый, последний, сложение, вычитание
Формировать представление о кубе, умение распознавать в
предметах окружающей обстановки. Формировать умение
составлять группы предметов по общему свойству.
Знакомство с игрой. Знакомство с понятиями «луч», «отрезок»,
«прямая», «кривая» с помощью Знакомство с именами гвоздиков;
плетение из паутинок разных многоугольников, назвать их; плетение
фигур по замыслу и по образцу.
Развитие комбинаторных способностей, умения обобщать,
сравнивать, выделять один предмет из группы.

1

Развитие воображения, наблюдательности, умение решать
логические задачи, составлять узор путем комбинирования цвета и
формы. «Сложи узор».
«Сложи узор». Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать,
доказывать.
«Сложи узор». Развитие внимания, творческого воображения,
умения делать логические выводы.
«Сложи узор». Развитие комбинаторных способностей, творческого
воображения, логического мышления

1

Развитие творческого воображения, логического мышления, умения
ориентироваться
в пространстве, распознавать условные
обозначения
Развитие
комбинаторных
способностей,
смекалки,
сообразительности
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей
направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной
деятельности, желание играть в игры с математическим
содержанием.
Развитие умений различать предметы по размеру (шире-уже),
сравнивать их, находить связи между предметами по размеру;
понимать пространственные отношения; определять предмет по его
части; самостоятельно придумывать и складывать предметные
силуэты из частей.

1

2

Волшебный
мешочек

3

Геоконт

4

Занимательн
ые палочки.
Дом для
поросят.

Ноябрь
1
2
3
4
Декабрь
1
2
3

4

Январь
1

2

Письмо от
Рисовашек
Разноцветны
е дорожки
Путешествие
точки.
Загадки от
мелочков.
Найди ключи
по плану.
Письмо от
кисточки.
Путешествие
в долину
реки Загадок
Как друзья
Новый год
справляли.

Составим число,
Считай дальше,
Найди
пропущенное
число.
Измерь дорожки
шагами»,
«О чем говорят
числа?»

1
1

1

1
1
1

1
1

1

Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10. 1
Решение
логических задач с помощью палочек Кюизенера
Определять значение цветных палочек. Учить устанавливать 1
логические
связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер

Февраль
1
2
3

4

Март
1
2
3
4

Апрель
1

2

Подбери и
сравни.
Близкие по
значению
Как зайчонок
и
медвежонок
собирались в
гости.
Определи на
глаз.

Развитие логического мышления с помощью блоки Дьенеша.

Продолжение
работы с
«Геоконтом»
Куда
спрятался
паук?
«Геоконт» чудесная
Поляна
Найди выход
из лабиринта

Продолжаем выкладывание разного вида треугольников.

Куклы Маша
и Катя в
гости к нам
пришли.
Найти друга
паука.

Развитие умений самостоятельно составлять геометрические фигуры
заданного цвета и размера; выражать в речи способ выполнения
действия; выбирать определённые фигуры из множества других;
складывать силуэты по схеме-образцу и собственному замыслу.
Закрепить умение различать цвет, форму. Формировать
представление о символическом изображении предметов, учить
систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по
цвету и форме (блоки Дьенеша).
Учить складывать девять квадратов из всех пластинок. Найди в
альбоме фигурки, собранные из одних и тех же пластин. Учить
собирать лошадку ОШ, жирафа АФ, носорога РОГ (сколько
пластинок
понадобилось,
какие
геометрические
фигуры
использовали).
Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных
треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть
направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в
счёте в пределах 10; развивать воображение.

3

Прозрачный
квадрат

4

Сложи из
треугольнико
в. Какого
фрагмента не
хватает на
картинке.

Май
1

Сравни,
Измерь
длину,
Измени
фигуру.

1

Овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, 1
употребление их в речи
Развитие пространственных представлений (справа, перед, за), 1
умений сравнивать предметы, пользуясь приёмом наложения и
приложения; составлять предметные силуэты из частей
геометрических фигур; находить выход из проблемных ситуаций.
Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в 1
определении, какое из двух чисел больше или меньше другого.
Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку
геометрического содержания.
1

Развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать 1
внимание.
Учимся выкладывать квадраты, с использованием 2-х резинок, 1
квадраты большие и маленькие.
Продолжать развивать представления: «толстый», «худой», 1
«высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее»,
«между». Развитие внимания, речи. Упражнять в умении двигаться в
заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться
на листе бумаги.
1

1

1

1

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки, 1
упражнять в счёте в пределах 10, учить видоизменять фигуру путём
добавления счётных палочек.(палочки Кюизенера).

2

Найди меня

3

Какого
фрагмента не
хватает на
картинке.

Июнь
1

2

3

4
Июль
1

2
3

4

Август
1

Логическая
игра «Части
суток». Цель:
закреплять
временные
представлени
я:
«утро-вечер»,
«день-ночь».
«4-х цветный
квадрат».
Счет в
пределах 10.
Состав чисел
от 1 до 10.
Игра «Чей
домик»
Волшебное
дерево

Цифра
потерялась.

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур 1
и находить соответствующий блок. И/у «Найди лишний предмет».
И/у «Найди подходящие друг другу предметы и обведи их линией».
Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по 1
диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять
протяжённость
с
помощью
условной
мерки;
развивать
представление о расстоянии: «далеко», «близко».
Совершенствовать интеллект. Развивать воображения и творческие 1
способности. Тренировать мелкую моторику руки.

Развивать творческое и пространственное воображение, логику. 1
Мышление. Развивать конструктивные способности. (блоки
Дьенеша).

Развивать представления о символическом изображении предметов, 1
умение
классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять
основные
признаки. Развивать пространственные представления, логическое и
образное мышление.
Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ.
1

Логические
игры «Мурка
в зоопарке»,
«Который по
счёту».
Аквариум

Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах десяти; учить 1
различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти ;
учить составлять группу из отдельных предметов (палочки
Кюизенера).

Выложи по
цифрам

Закреплять умение детей соотносить число с цветом.
Упражнять в счете, упражнять в измерении. (палочки Кюизенера).

Развивать умения детей создавать образ сложных фигур из заданных 1
палочек (сравнивать предметы по длине, обозначать словами
результат сравнения). Цветные палочки Кюизенера, карточки-схемы.
Путаница
Развитие конструктивных способностей детей, дать детям 1
представление о растениях ближайшего окружения о деревьях,
кустарниках, травянистых растениях; познакомить с понятиями
«лес», «луг», «огород», «водоём».
(Воскобович).
Прозрачный
Продолжать учить выкладывать фигуры из 3 пластинок: самолет, 1
квадрат.
птица; из 4 пластинок: жираф, лошадка, гусь, собака; из 6 пластинок:
Вертикальное собака, олень.
домино
1

2

«Геоконт».
Конструиров
ание 8-9угольников

3
4

Подарок
Прозрачная
цифра

Учить конструировать по образцу предметных форм (мебель, 1
одежда, посуда).
А также строить квадраты всех размеров, от самого маленького до
самого большого.
Тренировать внимание, память, элементы логического мышления.
Учить детей ориентироваться в количестве предметов.
1
Учить мысленно представлять квадрат, назвать геометрические 1
фигуры, входящие в его состав, и проверить себя
III.

Организационный раздел.

3.1.Учебный план программы
Обучение воспитанников старшего дошкольного возраста по дополнительной образовательной
программе проводится по следующему учебному плану:

Всего за 11 мес.:

1.
2.
3.
4.
5.

Объем учебной нагрузки по программе
Количество
Количество
занятий
часов
44
44х25=1100 мин (18 ч)

3.2.Материально техническая база.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор
Столы- 6 шт.
Стулья – 12 шт.
Цветные карандаши
Альбомы для рисования.

3.3. Учебно-практическое оборудование:
- Блоки Дьенеша
- Цветные счетные палочки Кюизенера
-«Сложи узор»
-«Кубики для всех»
- Воскобович В. В. «Волшебный квадрат»
-Геоконт
-Танграм
-Прозрачный квадрат
Альбомы:
- Финкельштейн Б. Б. Праздник в стране блоков: альбом. — СПб.: Корвет, 2006—2011 г.
-Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце сидели: альбом игр и упражнений. —СПб.: Корвет,
2002—2011.
Финкельштейн Б. Б. Дом с колокольчиком: альбом. — СПб.: Корвет, 2003—2011.
Финкельштейн Б. Б. Лепим нелепицы: альбом. — СПб.: Корвет, 2007—2011.
Финкельштейн Б. Б. Спасатели приходят на помощь: альбом. — СПб.: Корвет,2005— 2011.

3.4.Информация о педагоге
ФИО составителя

Французова Дарья Владимировна

Место работы

МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка»
городской округ «Город Лесной»

Должность
Образование

Воспитатель
Высшее профессиональное образование

Педагогический стаж

5 лет

3.5.Оценочные
материалы
достижений
дошкольников,
обучающихся
по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Оценка эффективности реализации дополнительного образования:
проводится на основе:
• данных планового мониторинга уровня математического развития детей в МБДОУ
(май);
• наблюдений за воспитанниками;
• анкетирования родителей.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Открытое занятие кружка в форме математического праздника.
- Информирование на родительском собрании.
- Совместное с родителями занятие.
- Выставка детских работ – аппликаций на основе наглядной геометрии.
Ожидаемые результаты освоения программы кружка:
(с учетом личностных особенностей развития детей):
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями. У ребенка достаточно большой словарный
запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в
результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и
микрогруппе.
Умеет:
• мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
• объединять и распределять предметы по группам.
• свободно оперировать обобщающими понятиями.
• мысленно делить целое на части и из частей.
• формировать целое, устанавливая смысловые цепочки, делать умозаключения.
•ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение,
классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их
существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном
распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Затрудняется
делить целое на части и наоборот, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ
о них.
Затрудняется самостоятельно делать умозаключения.
Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень:
Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация,
систематизация.
Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их
существенные признаки.
Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями.
Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого
справляется с заданиями.
Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них.

Не способен делать умозаключения.
Ребенок не имеет достаточного словарного запаса.
Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив.
Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575817

Владелец

Иканина Лилия Вячеславовна

Действителен

С 20.04.2021 по 20.04.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Месячник ко Дню защитника Отечества

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».