Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Уральская сказка»
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 23
«Уральская сказка»
(протокол от _____________. № __)
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 23
«Уральская сказка»
______________________Иканина Л.В.
приказ № ________ от ________________.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
познавательному развитию «Развивайка»
для детей дошкольного возраста (3 – 5 лет)
Разработчик:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 23
Потапова Ирина Юрьевна
Городской округ «город Лесной»
2022 год
Содержание
1. Целевой раздел ....................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка… .......................................................................... 3
1.2. Цели и задачи .............................................................................................. 5
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса ....... 7
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей................................ 7
1.5. Планируемые результаты освоения программы ................................... 10
2. Содержательный раздел...................................................................................... 11
2.1. Режим реализации программы................................................................. 11
2.2. Учебный план ........................................................................................... 12
2.3. Формы, методы и приемы реализации программы ............................... 12
2.4. Содержание работы с детьми 3-4 лет. Планируемые результаты
освоения программы .........................................................................................13
3. Организационный раздел ................................................................................... 19
3.1. Условия реализации программы ............................................................... 19
3.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса… 19
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима
огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные
возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого
раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для
интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в
том числе и для математического развития.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника
считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видетьв
окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками,
символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому
человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что
математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для
дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания
требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых
знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений
действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют
педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых
форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного,
игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении,
способствуют развитию математических представлений на основе эвристических
методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком
самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное
развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он
способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому
взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально
развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки,
загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к
собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать
ее результаты.
3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Развивайка» познавательной направленности является модифицированной,
содержательной основой для ее создания послужила программа «Мир открытий»
соответствует ФГОС.
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет
математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти
знания на практике.
Для этого возможно использование не только традиционных учебных занятий,
но активные формы получения математических знаний, таких как: дидактические
игры, игры – занятия, творческие работы, проектная деятельность и другие
технологии, используемые в системе работы кружка, которые направлены на
развитие любознательности детей, которую следует поддерживать инаправлять.
Актуальность программы определена тем, что дети младшего дошкольного
возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество,
форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах
и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют
формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и
требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд
достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников,
частью которого является математическое развитие.
Кроме этого, данная программа позволяет осуществить непрерывность
познавательного развития и образования путём преемственности дошкольного и
младшего школьного образования.
Практическая
значимость
программы
«Занимательная
математика» обусловлена тем, что именно
в
дошкольном возрасте
эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком
особенностей
окружающего
мира. Реализация
программы, принимает
занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений
математической направленности.
Организационно-педагогические условия программы заключается в
правильно выбранных формах, методах и средствах образовательной деятельности
в соответствии с целью и задачами программы.
При соблюдении всех этих взаимосвязанных компонентов происходит
формирование элементарных математических способностей:
• наличие системы математических знаний;
4
• практико-ориентированные умения и навыки по изучению математики.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей, познавательной
активности, интереса детей к математике и желания творчески применять
полученные знания на практике.
Задачи программы:
Обучающие:
- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
логического мышления и креативности мышления, умение гибко, оригинально
мыслить);
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и
развития математических способностей;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и
организационных форм ее усвоения;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении
и т.д.);
- формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез,
сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения
(плоское моделирование);
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах
математического развития ребёнка
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать потребность активно мыслить;
- развитие пространственной ориентировки: учить ориентироваться на
ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном
направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- развитие ориентировки во времени: учить пользоваться в речи словамипонятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения
новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
- выработать у детей привычку максимально полно включаться в занятие (в процесс
обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным
эмоциям ребёнка).
5
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики
ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные
изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со
взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные
виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями
возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её
структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности. Между
познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.
Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно
анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не
главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на
фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит
предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус,
величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с
предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит
не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет
от других.
В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным,
у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ.
Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило:
прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего
дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой
могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком
на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.
Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во
многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной
особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно
вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание
остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам:
предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникаетпод
влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В
сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок
неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном
предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
6
В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя;
сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их
взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за
окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепеннополучают
элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится
объяснить то, что видит вокруг.
Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные
операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация.
Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка
при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут
сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.
Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое,
величине (это все маленькое).
Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить.
Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания.
Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его
деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что
запомнилось, сохраняется надолго.
Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных
познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые
организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка,
выступают в роли источника многообразной информации.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы отбора содержания программы, которые лежат в основе
формирования элементарных математических представлений, предполагают в
каждом возрастном этапе повторение на более высоком уровне того, что было
освоено на предыдущей ступени, и дальнейшее продвижение вперед. Однако в
каждом году обучения выделяется одно главное направление. Во второй младшей
группе - формирование представлений о равенстве и неравенстве групп по
количеству входящих в них предметов, в средней группе - формирование
представлений о числах в пределах 5, в старшей - формирование представлений о
числах и отношениях между последовательными числами в пределах 10.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей,
посещающих объединение. Это немаловажно, так как младший возраст - важнейший
период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к
новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Необходимо
знать особенности младших дошкольников (физиологические,
7
внутренние, биологические изменения). Для того чтобы выбрать наиболее
доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при
организации занятий кружка. А именно: смена видов деятельности, паузы- минутки,
учёт утомляемости в течение занятий и др.
Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое
идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все
психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение
речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать,
строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и
диалогической, но становится более сложной и развернутой. Изменяется словарный
состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов,
прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается,
появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще
одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои
действия малопонятной для окружающих негромкой речью. Эти «разговоры с
собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок
удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы,
обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые
опускает в реальности.
Восприятие. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит
непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут
самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники
замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко
выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом,
восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть
свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у
ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно
принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а
только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например: трава
зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает
обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это
развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие
качества в разных предметах и разные в одном.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще
слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая
их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного»
воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать
самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и
8
проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как
выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень
неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации,
например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само
возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета.
Малыши еще не умеют направлять свое воображение.
В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у
ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ.
Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило:
прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего
дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой
могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком
на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.
Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной
деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания.
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то,
что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным
внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым
объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко
возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является
непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без
усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.
Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном
предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может
бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим
вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с
помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на
объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что
видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об
их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за
окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепеннополучают
элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится
объяснить то, что видит вокруг.
Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные
операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация.
Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у
9
ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети
могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим
признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все
круглое, величине (это все маленькое) .
Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется
образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить.
Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания.
Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его
деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что
запомнилось, сохраняется надолго.
Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления
об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах,
о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. Высокий уровень развития
непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных
процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими
непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее
благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и
воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием
успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое
запоминает ребёнок, выступая, например, в роли покупателя, исполняемого
поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем
количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический
характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не
опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают
бессмысленный материал, например, считалки, словесные
каламбуры,
недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному
воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.
Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных
познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые
организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка,
выступают в роли источника многообразной информации.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
По итогам реализации программы дети смогут:
- находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
- сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе
составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких
поровну;
10
- правильно держать карандаш в руке;
- проводить прямые и волнистые линии;
- различать правую и левую руки;
- продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком;
- самостоятельно составлять подобные ряды;
- считать в пределах 5 в прямом порядке;
- соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и порядком предметов;
- правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху внизу, снаружи - внутри, за – перед;
- узнавать и называть квадрат, крут, треугольник, находить в окружающей
обстановке предметы, сходные по форме.
Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в
одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим
заданиям и оценке их выполнения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Режим реализации программы.
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 3 до 4 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. Длительность занятия для
группы детей 3-4 лет – 15 минут.
Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача воспитателей
и родителей.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она
оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения
программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и
последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное
напряжение, логически мыслить.
Программа направлена на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и
обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и
отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между
предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание
программы способствует развитию мышления, самостоятельности,инициативности,
творческого воображения, развитию мелкой моторики рук, счетув пределах пяти.
« Числа»
Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики.
Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического
оперирования множествами и величинами: в процессе счётапредметов и в процессе
измерения величин.
« Величина»
11
Совершенствовать знание детей о величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Дети обучаются выделять, наряду с другими, то свойство предмета, которое
является величиной.
«Элементы геометрии»
На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о
таких плоских геометрических фигурах, как круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, как целостных объектов, без выделения их существенных
признаков. Рассматриваются и пытаются обводить прямые и кривые линии и
отрезки. Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно
производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы,
выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества
фигур заданную фигуру
«Ознакомление с пространственными и временными отношениями»
Во всех областях человеческой деятельности важным является умение
ориентироваться в пространстве и времени
Дети учатся читать пространственные планы на основе замещения и
моделирования, учатся находить своё место на плане, определять своё положение в
пространстве относительно другого лица или предмета, располагать предметы на
рисунке и в таблице по заданным между ними отношениям. У детей формируются
временные представления «утро–день–вечер–ночь»; «вчера», «сегодня», «завтра»,
«раньше», «позже». Они учатся ориентироваться в последовательности дней недели,
времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлять рассказы
по сюжетным картинкам.
2.2. Учебный план.
№
п/п
1
2
3
4
5
Программное содержание
Форма
Величина
Количество
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Количество занятий
4
20
12
4
5
2.3. Формы, методы и приемы реализации программы.
Формы организации совместной деятельности
Групповая;
Индивидуально-групповая.
Формы проведения: игра - занятие
Методы:
Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа.
12
Наглядные методы обучения:
- показ способа действия;
- работа по образцу.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
- При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую
информации
2. Репродуктивные методы обучения.
- В этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности.
3. Частично-поисковые методы обучения.
- Участие детей в коллективном поиске.
4. Проблемные ситуации
Набор на обучение по заявлению родителей (законных представителей).
2.4.
Содержание работы с детьми 3-4 лет. Планируемые результаты
освоения программы.
Сентябрь
Месяц
Неделя
1
Тема
Знакомство
2
Большой – маленький
3
«Заплатки для ковриков»
4
Количество.
Собираем урожай овощей
13
Цель
Формировать у детей
основные компоненты
готовности к
успешному
математическому
развитию; помочь каждому
ребёнку почувствовать
удовлетворённость
процессом обучения, не
испытывать неуверенности
и страха при выполнении
заданий.
Закреплять умение
различать
контрастные по величине
предметы, используя при
этом слова большой,
маленький.
Закрепить умения
определять величину
предметов (большой маленький), форму и цвет.
Совершенствовать умение
составлять группу
предметов из отдельных
Октябрь
1
Один. Много. Мало.
2
Утро. Большой и маленький.
Один и много.
3
День. Круг. Число 1.
14
предметов и выделять один
предмет из группы,
обозначать совокупности
словами один, много, ни
одного. Продолжать учить
различать и называть круг,
обследовать его
осязательнодвигательным путем и
сравнивать круги по
величине: большой,
маленький.
Познакомить с понятиями
«один»,
«много». Работать над
умением
согласовывать
числительное «один» с
существительными в роде и
падеже. Познакомиться с
понятием
«правая» и «левая» рука.
Формировать
пространственные
представления (понятия
«перед, за, над»).
Познакомить с частью
суток — утро, учить
правильно, употреблять
этот термин в речи; учить
сравнивать знакомые
предметы по величине
(большой — маленький,
употреблять эти слова в
речи; учить выделять
признаки сходства разных
предметов и объединять их
по этому признаку
(большой — маленький);
учить сравнивать
совокупности предметов,
различать, где один
предмет, а где много.
Познакомить с числом 1;
познакомить с
1
Длинный – короткий.
2
Число 1. Ночь. Круг.
3
Число 2. Слева, справа, на,
под.
Ноябрь
4
Вечер.
Высокий – низкий.
15
геометрической
фигурой — круг; учить
обследовать круг
осязательно-двигательным
путем; обводить круг по
точкам, понимать, что
круги могут быть
разного размера;
познакомить с частью суток
— день, учить
правильно, употреблять
этот термин в речи.
Формировать
представления о свойствах
величины (высокийнизкий, большоймаленький, самая
Короткая, длинная и самая
длинная).
Различать и находить много
предметов и один.
Развивать представления о
геометрических формах и
цвете. Развивать
воображение, память,
мышление.
Продолжать учить
сравнивать
совокупности предметов,
различать где один
предмет, где много;
познакомить с частью суток
— ночь. Учить правильно
употреблять этот термин в
речи; учить видеть форму
предметов, соотносить ее с
названием геометрической
фигуры
— круг; упражнять в
рисовании предметов
округлой формы.
Познакомить с числом 2;
учить различать и называть
пространственные
направления от себя: слева,
Декабрь
Треугольник. Счет до трех
1
Количество: столькосколько, поровну.
2
Ориентировка в пространстве.
3
Сравнение предметов по
длине.
4
Счет до 3.
Сравнение предметов по
длине.
1
Число 3. Слева, справа,
наверху.
Сравнение предметов по
длине.
2
Ориентировка во времени.
Январь
4
16
справа, на, под; продолжать
учить выделять признаки
сходства и различия.
Познакомить детей с
образованием числа 3, на
основе сравнения двух
совокупностей,
содержащих 2 и 3 элемента;
учить считать до трех;
познакомить с новой
фигурой – треугольником,
закрепить понятия
«больше», «меньше»;
«круг»,
«один», «много».
Учить сравнивать
количество предметов в
группах путем наложения.
Учить находить предмет в
пространстве, определяя
его местонахождение
словами.
Учить сравнивать
контрастные предметы по
длине.
Освоение умения при
сравнении двух предметов
выделять параметры
ширины (шире–уже) и
высоты (выше–ниже);
находить сходства и
различия; закреплять счет
до 3–х;
развивать логическое
мышление.
Продолжать различать
равенство и количество
предметов, сравнивать
предметы, двигаться в
заданном направлении,
определять
местонахождения
предмета.
Учить различать части
Февраль
3
Сравнение предметов по
длине.
4
Сравнение предметов по
длине.
Сравнение чисел 2 и 3.
1
Сравнение предметов по
ширине.
2
Сравнение предметов по
ширине.
3
Ориентировка во времени:
утро, день, вечер, ночь.
Сравнение двух групп
предметов. Число 4.
4
Сравнение предметов по
ширине.
Сравнение чисел 3 и 4.
2
Сравнение дух групп
предметов.
Март
1
17
суток.
Закреплять умение
сравнивать предметы по
длине и обозначать
словам результат
сравнения.
Учить классифицировать
предметы по цвету,
сравнивать по длине.
Учить классифицировать
предметы по цвету и длине;
различат и
называть геометрические
фигуры.
Упражнять в сравнении
двух предметов по ширине,
путем наложения, отражать
в речи
результат сравнения.
Упражнять в сравнении
двух предметов по ширине,
закреплять умение
обозначать словами
результата сравнения.
Закреплять названия
геометрических фигур.
Учить сравнивать 2 группы
предметов путём
наложения и
приложения. Познакомить
с числом
4. Называть числительное
по порядку.
Совершенствовать умение
сравнивать предметы по
ширине, ориентироваться в
пространстве.
Учить различат равенство и
неравенство групп
предметов.
Совершенствовать умения
устанавливать равенство
между двумя группами
предметов.
Апрель
Геометрически е фигуры:
круг, квадрат,
треугольник. Число 5.
4
Сравнение предметов по
высоте.
1
Сравнение предметов по
высоте.
2
Сравнение предметов по
высоте.
3
Сравнение предметов по
величине.
4
Сравнение предметов по
величине.
1
Сравнение
предметов по длине.
2
Сравнение предметов по
величине.
3
Сравнение предметов по
величине.
Май
3
18
Учить раскладывать
фигуры в определенной
последовательности,
сравнивать две группы
предметов.
Познакомить с числом 5.
Учить
называть числительные по
порядку.
Учить сравнивать два
предмета по высоте,
ориентировка в
пространстве.
Упражнять в
классификации предметов
по цвету; сравнивать
предметы по высоте.
Учить классифицировать
фигуры по цвету;
упражнять в сравнении
предметов по высоте.
Учить сравнивать
предметы по величине,
отражать в речи результат
сравнения.
Учить выделять форму,
цвет, величину; упражнять
в сравнении предметов по
величине.
Упражнять в установлении
равенства между двумя
группами предметов,
обозначая словами
результат.
Упражнять в сравнении
предметов по величине;
закреплять
пространственные
представления,
умения различать и
называть геом. фигуры.
Учить классифицировать
по длине, сравнивать
группы предметов по
4
количеству входящих в них
элементов.
Закреплять пройденный
материал: умение
составлять группы из
отдельных предметов;
находить сходства и
отличия.
Повторение.
Для эффективного развития ребенка в познавательной деятельности
необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Занимательная математика»
на него.
Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в
соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей
деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.
Это исследование проводится в два этапа:
в начале учебного года с использованием таких методов как беседа,диагностические
игровые упражнения;
в конце учебного года.
Подведение итогов осуществляется на основе следующего:
для детей младшего (3-4 года) дошкольного возраста 4 основных блока:
Блок 1. Сравнение предметов и групп предметов
Блок 2. Числа и цифры
Блок 3. Величины
Блок 4. Пространственно-временные представления
19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 3 до 4 лет). Занятия по
данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня
продолжительностью не более 15 минут. Общее количество занятий составляет 72
часа, из которых 68 часов отводится на детскую деятельность по реализации
образовательных задач и 4 часа на совместную детско-взрослую деятельность с
родителями, как форма отчета по реализации данной программы.
3.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
- демонстрационный материал;
- дидактический материал;
-цветные счетные палочки;
-объемные геометрические фигуры;
-раздаточный-печатный материал;
- цветные, простые карандаши.
20