Дополнительная общеобразовательная программа кружка по познавательно-речевому развитию «ТИКО- мастер»
Дополнительная
общеобразовательная программа
кружка
по познавательно-речевому развитию «ТИКО- мастер»
Статус
программы: Рабочая программа «ТИКО - мастер»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, имеет научно-познавательное направление и
реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастер».
Направленность: дополнительная
общеобразовательная программа
Возраст детей, участвующих в реализации
программы, 3 - 5 лет.
Сроки реализации программы - 2 года, 1 раз в неделю, 50 занятий в год.
- занятия проводятся 1 раз в неделю
продолжительностью 20 мин.
- общее
количество занятий – 50.
- группа
включает 15 детей.
- занятия
проводятся вне образовательной деятельности.
- форма
обучения очная.
Цель программы –
формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному
творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие
ü формирование
представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их
свойствах.
Развивающие
ü расширение
кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие
художественно-эстетического вкуса;
ü развитие
психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
ü развитие
регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности
в соответствии с поставленной целью);
ü развитие
сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических
умений;
ü создание
условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и
достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
ü формирование
представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его
искусственно создаваемой предметной средой.
Программа
состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование
многоугольников, конструирование и
сравнительный анализ их свойств.
Обучающие
- обучение
анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умозаключения на основе проведённого анализа;
- изучение и
конструирование различных видов многоугольников;
- обучение
планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучение
различным видам конструирования.
- знакомство
с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
- развитие
комбинаторных способностей;
- совершенствование
навыков классификации;
- развитие
умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей
целое.
Воспитывающие
·
воспитание
трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе,
уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими
людьми.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование
многогранников, конструирование и
сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
- выделение
многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и
конструирование различных видов многогранников;
- исследование
«объема» многогранников.
Развивающие
- формирование
целостного восприятия предмета;
- развитие
конструктивного воображения при создании постройки по собственному
замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие
- развитие
умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и
проведения совместных конструкторских проектов.
Форма
занятий: групповое занятие (состав группы в среднем до 10 человек). Во
время проведения занятия возможна индивидуальная форма работы педагога с
детьми.
Краткое
содержание
Занятия с образовательными
конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого
дети создают различные модификации простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством
педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате
которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими
рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по
собственным проектам.
Ожидаемые результаты реализации
программы
- Ожидаемые
результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у
воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в
окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских
способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти
направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие
другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
- Изучив
курс «ТИКО-мастер», дети успешно владеют основными приемами умственной
деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются,
работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим
творчеством.
- Для
ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было
наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет
на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-мастера» создает
для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года
обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые
можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда
дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность
синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать
именные выставки индивидуальных
работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного
творчества.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы
возможно достижение предметных
результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего
мира.
Ожидаемый
результат: 1 год обучения (3 – 4 года)
По окончании
дети должны знать:
- основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- понятия «один» - «много»;
- числа от 1 до 3.
По окончании
дети должны уметь:
- сравнивать и классифицировать
фигуры по одному свойству;
- ориентироваться в свойствах:
большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный –
короткий, красный – синий - желтый – зеленый;
- считать и сравнивать числа от 1
до 3;
- ориентироваться в понятиях
«вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед.
Ожидаемый
результат: 2 год обучения (4 – 5 лет)
По окончании
дети должны знать:
- различные виды многоугольников;
- числа от 1 до 5.
По окончании
дети должны уметь:
- называть и конструировать
геометрические фигуры (квадрат,
треугольник, прямоугольник);
- сравнивать и классифицировать
фигуры по 1 - 2 свойствам;
- ориентироваться в понятиях
«вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
- считать и сравнивать числа от 1
до 5;
- конструировать плоские фигуры
по образцу.
Развитие у
детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в
будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность
воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети
познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут
тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые
формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.