Дополнительная общеобразовательная программа "Развивай-ка"
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по познавательно-речевому развитию
«Развивай-ка»
Статус программы: Актуальность
разработки программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса
математической подготовки к обучению детей старшего возраста. Необходимость
работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к
школе, заказом родителей и педагогов
Направленность: дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по познавательно-речевому развитию
Возраст
обучающихся: 5-6
лет
Срок
реализации программы:
11 мес.
Цель программы - овладение
детьми дошкольного возраста, приемами
логического мышления через игры
познавательной направленности
Задачи:
· формировать у
детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции -анализ и
сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять,
устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы;
· развивать
пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера;
· развивать
умение ориентироваться на листе бумаги,
творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику
рук;
· развивать
сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные
представления;
· формировать
позитивное отношение к освоению логики;
· развивать
интеллектуальный, эмоциональный, социально-личностный компонент.
Форма занятий: групповое занятие (состав
группы в среднем до 12 человек). Во время проведения занятия возможна
индивидуальная форма работы педагога с детьми.
Краткое содержание В основе программы лежит увлекательный математический
материал, который представлен дидактическими играми, математическими
развлечениями, игровыми заданиями, упражнениями конструктивного характера -
моделирование, аппликация:
- игры с блоками Дьенеша
- игры с палочками Кюизенера.
- квадрат Воскобовича
- Геоконд на каждого ребенка и набор
разноцветных резинок.
- игры на логику.
- игры на развитие мышления.
- упражнения на развитие памяти.
Эти задания интересны по содержанию,
занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью
результата.
Все занятия выстроены с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей детей с учетом принципа постепенного и
постоянного усложнения.
Реализация программы осуществляется в
естественном для дошкольников виде деятельности – игре. Так же игра стимулирует
проявление творческих способностей, создает условия для личностного развития.
Для эффективного решения
образовательных задач используются различные формы организации детского
коллектива:
1.
Логико-математические
игры – игра характеризуется единым динамичным сюжетом с наличием интриги и
логично выстроенной мотивацией, вопросы, задания ставит не взрослый, а
сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему.
Ребенок является активным участником игры.
2.
Интегрированные
игровые занятия – интегрируются различные виды деятельности. Перед ребенком
ставятся вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому
выполнению упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений,
приучая, таким образом, к самостоятельности.
3.
Самостоятельная
игра детей – у детей тренируются умения, совершенствуются ручная умелость и
интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Материал представлен в определенной систематичности, в
определенной последовательности, что очень важно не только для усвоения
программы детьми, но и для развития способностей каждого ребёнка.
Методические приемы:
• констатация успеха;
• поддержка ребенка в ситуации неудачи;
• одобрение поведения;
• анализ игровой ситуации;
• создание ситуации успеха;
• постепенное усложнение задачи;
• демонстрация опыта в целях познавания
свойств предметов, отношений;
• анализ образцов поведения;
• прием антропоморфизма (очеловечивание
предметов);
• прослушивание тематических
аудиозаписей, сказок, звуков природы;
• тематический просмотр видеозаписей;
• эффект неожиданности, непривычности
задания, игры, решения;
• движение к открытию.
Ожидаемые
результаты. Воспитанники
старшего дошкольного возраста ( от 5 до
6 лет) в результате освоения Программы научатся:
·
мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
·
объединять
и распределять предметы по группам;
·
свободно
оперировать обобщающими понятиями;
·
мысленно
делить целое на части и из частей;
·
формировать
целое, устанавливая смысловые цепочки, делать умозаключения;
·
ориентироваться
в пространстве и на листе бумаги.