Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 23 "УРАЛЬСКАЯ СКАЗКА"
Краткая
презентация программы
Основная
образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования
(далее ООП) разработана Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным
учреждением «Детский сад № 23 «Уральская сказка» городского округа «Город
Лесной».
Детский сад работает в
режиме пятидневной рабочей недели, исключая выходные и праздничные дни, с
12-часовым пребыванием воспитанников в (с 07.00 час. до 19.00 час.).
Нормативные основания
Программа разработана с учетом следующих
документов:
- Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
- Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ
Министерства труда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»;
- Приказ
Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
- Приказ
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
утвержденного Приказом Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н (по
должности «воспитатель»).
- Приказ
Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. N 14 «Об утверждении
показателей мониторинга системы образования" Зарегистрировано в Минюсте РФ
6 марта 2014 г. Регистрационный N 31528;
- Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013
г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
локальными актами:
- Устав
МБДОУ «Детский сад №23 «Уральская сказка», утвержденный Постановлением
администрации городского округа «Город лесной» от 25.08.2014.2014 № 1647
Срок реализации программы составляет 6 лет, в связи
с жизненными условиями ребенок может начать освоение программы с любого
возраста.
Программа разработана с учетом
-
Примерной
основной общеобразовательной программой дошкольного образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
-
Основной образовательной программой
дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
-
Комплексной
образовательной программой дошкольного
образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой
-
с
учетом социального заказа семьи, возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников образовательной организации.
Программа включает три основных
раздела: целевой, содержательный и организационный.
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
включает в себя пояснительную записку, цели и задачи деятельности
образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного
образования, принципы и подходы
к формированию Программы и целевые ориентиры дошкольного образования.
Целью ООП является: создание оптимальных условий для развития воспитанников,
обеспечивающих позитивную социализацию, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
ООП направлена на решение следующих задач:
1) охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2)
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3)
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность
основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
5)
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6)
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7)
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
8)
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
10)
тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Принципы
и подходы к формированию Программы:
-
полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;
- построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования);
- содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
- поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество
Организации с семьей;
- приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
- возрастная
адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
- учет
этнокультурной ситуации развития детей.
Планируемые
результаты:
В соответствии с ФГОС ДО
специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены
в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного
образования.
Реализация образовательных целей
и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые
описаны как основные характеристики развития
ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде
изложения возможных
достижений воспитанников на
разных возрастных этапах дошкольного детства.
В
СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ представлены:
– описание модулей
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной,
речевой,
художественно-эстетической и
физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного
образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания;
– описание вариативных форм,
способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и
индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей, мотивов и интересов;
– описание образовательной
деятельности по коррекции нарушений речи детей, предусмотренной Программой.
Вариативная часть проходит через
все разделы образовательной программы и учитывает образовательные потребности и
интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, представлена
парциальными программами и учебными пособиями:
образовательная
программа «Мы живем на Урале» под редакцией О.В.Толстиковой, разработаой в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г.
Москва. – для детей младшего и старшего дошкольного возраста
дополнительная программа дошкольного образования «Финансовая
грамотность дошкольников» в группах старшего дошкольного возраста на основе
парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание
дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (Банк России.
Министерство образования науки РФ)
развивающей игровой
технологии «Дары Фребеля»- в подготовительной к школе группе
Взаимодействие
взрослых с детьми
Процесс приобретения общих
культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если
взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя,
поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной
характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно
ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в
реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный
партнер.
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В соответствии с ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными,
но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Традиционные формы
взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей
сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями
организации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
Современной формой взаимодействия с семьей является работа
Интернет-представительства ДОУ. Разнообразные рубрики сайта ДОУ позволяют
знакомить родителей с нормативно правовыми документами, лицензионными
документами учреждения, локальными актами, особенностями осуществления
образовательного процесса в ДОУ, с достижениями и наградами педагогов и
воспитанников. На сайте работает новостная лента, обновляются фото материалы.
В детском саду осуществляется
государственно-общественное управление через обеспечение деятельности
коллегиального органа общественного самоуправления – Родительский комитет МБДОУ
«Детский сад № 23 «Уральская сказка». Родительский комитет действует в целях
развития и совершенствования образовательного процесса, взаимодействия
родительской общественности и коллектива детского сада. В состав Родительского
комитета входят представители родителей (законных представителей) воспитанников
всех возрастных групп детского сада.
Родительский комитет
обеспечивает сотрудничество и партнёрское взаимодействие родительской
общественности, коллектива МБДОУ «Детский сад № 23 «Уральская сказка».
Рассматривает и обсуждает основные направления развития детского сада,
координирует действия родительской
общественности и педагогического
коллектива детского сада по вопросам образовательной деятельности (обучение,
воспитание, оздоровление и развитие воспитанников).
В
Программе также представлено описание
образовательной деятельности по коррекционно-развивающей работе с детьми в условиях
логопедического пункта, занятий с педагогом-
психологом. Программой предусматривается разностороннее развитие детей,
коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных
нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ содержит
описание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка,
планирование образовательной деятельности, описание материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и
воспитания, включая распорядок и режим дня, календарный учебный график, учебный
план освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования,
а также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.