Дополнительная образовательная программа "Смышленный малыш"
Аннотация к дополнительной платной образовательной программе кружка познавательно-речевого
развития «Смышлёный малыш»
Известно, что изобразительная деятельность – это
деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои
впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному.
Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному
им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания
мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе
рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое
восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок
формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Желание творить –
внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку
открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать
личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в
качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет
почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся
наблюдать, думать, фантазировать.
Возраст детей, участвующих в
реализации данной дополнительной программы 1-3 года.
Предполагает проведение одного занятия в неделю в течение
10-15 мин.
Направленность данной дополнительной
платной образовательной программы: учить передавать образную выразительность
изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать
пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный
эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей с
нетрадиционными изобразительными технологиями.
Актуальность программы состоит
в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием
нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов,
используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои
рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять
свои знания и умения в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с
использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее
благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно
проявляются разные стороны развития ребенка.
Иногда дети очень огорчаются, если что-то не
получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как
можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить
их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и
творить чудеса.
Таким образом, пришло решение составить программу
«Смышлёный малыш», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности
детей по основной программе, а дополняет их.
Новизна программы заключается
в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может
служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной
частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то
трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие
цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не
заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как
можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная
изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать,
пробовать и т.п.
Цель программы: Создание
условий для развития творческих способностей детей посредствам
экспериментирования с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных
техниках рисования.
- Создание условий для приобретения опыта рисования
у детей: правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая
пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время
рисования.
- Создание условий для приобретения опыта
самостоятельно находить связь между предметами и явлениями окружающего
мира и их изображениями в рисунке.
- Познакомить детей с понятиями форма, цвет,
величина, количество.
- Побуждать детей самостоятельно выбирать способы
выражения при создании выразительных образов, используя для этого
освоенные технические приемы.
- Вызвать желание к индивидуальной и совместной
изобразительной творческой деятельности детей и воспитателя.
- Вовлекать детей в диалог в процессе создания
коллективных и индивидуальных работ.
- Создание условий для активизации познавательной
активности наблюдательности и творческого воображения, ассоциативного
мышления и любознательности.
- Способствовать развитию у детей эстетической
восприимчивости.
Формы работы:
1.
Практические занятия, в т. ч. Беседы об окружающих
предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов,
рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.
2.
Выставки работ.
В работе используются
различные методы и приемы: наглядный, словесный, практический,
частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество,
мотивационный.
ü Нетрадиционные
художественные техники, представленные в программе:
ü Точечный рисунок. Рисование
точками относится к необычным приемам.
ü Тампонирование. Почему-то
мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой.
Можно рисовать и тампоном.
ü Метод волшебного рисунка. Рисование,
солью, крупой и т.п.
ü Метод пальцевой живописи. Способ
изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.
Структура занятия:
- Вступительная беседа
(2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается
творческое настроение, через знакомство с художественными образами,
произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре:
он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими
знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с
различными материалами, ему предлагается выбор того или иного
материала для изображения созданного им образа.
- Выполнение задания (10
мин).
- Заключительная часть
(2-3 мин).