16.09.2021
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.
Для
того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это
может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый
действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить
ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной
прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.
2. Рассматриваете ли
Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко
встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно
использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно
использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе
можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи
дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты
знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с
детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее
можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу,
разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите
ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге
и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать
понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была
систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по
наследству. Ребенок перенимает опыт
речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой
зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые
создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните
об этом, уважаемые взрослые!!!
4. Не торопитесь все
рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить,
не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить
произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно
его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
ЛЕКСИКА
В речи ребенка
этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные
обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно
неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например:
родня, детвора, листва, бельё и пр.)
Ребенок вводит в
речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...),
а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети шестого
года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что
транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер,
паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких
животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве (право,
лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
- названия месяцев, дней недели, части
суток;
- название своей страны и столицы
государства;
- географические понятия: море, река,
горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для
пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно
употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);
- правильно изменяет
имена существительные по числам и падежам;
- правильно
согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок,
груш, конфет);
- согласовывает
прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее,
стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает
притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по
смыслу применяет все части речи.
СВЯЗНАЯ
РЕЧЬ
На шестом году
жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из
40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм –
монологической.
В
диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и
развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой
фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей
во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может
придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро
запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Речь становится похожа на речь
взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно, при
склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги,
неправильно ставить ударения. Ближе к шести годам ребенок правильно произносит
все звуки, в том числе «сложные» [р], [л].
Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп,
громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.
Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6
лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие
периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему
книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка
шестого года жизни будет в норме.
В заключении хочу
сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями:
совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и
прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе.
Общайтесь с ребенком с удовольствием!