28.01.2022
Консультация
для родителей неговорящих детей
1. Дома должны звучать аудиодиски с
записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов.
Причем нужны именно аудиозаписи, а не
видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова.
Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы
он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
2. Очень важно рассказывать малышу сказки
и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!!
Когда Вы рассказываете, то малыш видит
Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете
свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно
рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать
ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то
слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
3. Рассматривайте с ребенком картинки.
Картинки должны быть четкие реалистические
с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и
задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где
у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик?
Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок
молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов,
которые произнесет позже.
4. Разговаривая с малышом всегда называйте
сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант.
Пример: «Вот едет машина биби. Что едет?
Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит.
Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова
помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести
просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
5. Учтите, что путь освоения слов такой:
сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав),
затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает
«Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает
слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать
волнений.
6. Играйте с малышом в речевые игры с
использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых
игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют
от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и
любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они
принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для
придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.
Играть в эти игры лучше
всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно!
Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
Выбирайте из перечня те
игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше
понравится прятать игрушки и их искать :
«где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет
бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
Запишите в блокнот все
слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.).
Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша
Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач,
ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже
появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
Одна игра или одна
попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А,
например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5
раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
Игру надо прекращать
тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать.
Иначе наступит пресыщение игрой.
Не зацикливайтесь на
том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон
«количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто
играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее
спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание
играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!