Рекомендации по подготовке к школьному обучению для родителей будущих первоклассников

04.05.2022

Первоклассник! Звучит заманчиво и красиво, но что кроется за этим названием?

У многих детей огромное желание переступить порог школы, а кому-то из детей совсем этого делать не хочется. Просто страшно! Слишком много неизвестного ждёт впереди. Дети волнуются о том, найдут ли они новых друзей, какие отношения у них будут с учителем и с одноклассниками, будут ли успешными их занятия. Все эти мысли лишь малая часть того, что тревожит любого первоклассника.

Уровень тревожности Вашего ребёнка зависит от того, как он умеет вести себя в обществе. Общение – это главное в любом коллективе. А для Вашего ребёнка 1 класс – это новый коллектив, где ему должно быть комфортно.

Часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие, следовательно, от уровня речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями. Речевые дефекты могут ограничивать возможности адаптации ребенка в социальной среде (в классе, в школе). Это может, в свою очередь, порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения и т.д.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Очень важная часть речи. Если ребёнок произносит звуки речи неверно или не произносит их вообще, то его речь бывает смазанная, нечёткая, непонятная для окружающих. Как правило, в таких случаях, дети испытывают трудности в общении с одноклассниками и с окружающими. Бывает так, что дети стесняются обратиться с просьбой, с вопросом, стесняются рассказывать о себе, отвечать на вопросы. Как итог — ребёнок испытывает трудности в общении, что чаще всего означает психологический дискомфорт.

Некоторые родители думают, что если речь ребёнка чистая, т.е. ребенок не имеет дефектов звукопроизношения или, как ещё говорят родители: «У него рот не закрывается! Он всё время говорит» - это означает, что речь ребёнка развита хорошо. Однако это не так!

Случается, родители пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их чада. Эти иллюзии могут продолжаться достаточно долго. До школы. Приходя на консультацию, часто родители первоклассников делятся такой проблемой, что на вопрос: "Чем сегодня занимались в школе?" мало кто из родителей получает вразумительные ответы от своих детей. Попробуйте задать похожий вопрос своему дошкольнику, 80% родителей столкнутся с такой же проблемой. Дети будут затрудняться ответить на этот вопрос или отвечать одним словом. Задача родителей — помочь ребёнку ответить. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнок был вынужден отвечать полным предложением, подталкивайте его к рассказу, больше интересуйтесь его успехами и проблемами. Поддерживайте диалог. Старайтесь, по возможности делиться и своими успехами с ребёнком. Это, плюс ко всему, сблизит вас с ребёнком.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

1.     Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

2.     Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3.     Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4.     Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)

5.     Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»

6.     Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:

Ø «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.

Ø Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове

Ø Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

 

ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДУЙТЕ ИНСТРУКЦИЯМ:

1.     Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2.     Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,

¨     Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)

¨     Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому, что поётся

¨     Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)

¨     Назови сам слова на звук «а»

¨     Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»

¨     Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»Хочу такой сайт

¨     Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

¨     Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.

3.     Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на

     что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать

     пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  

     например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

           И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

            Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке

 

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

4.     Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5.     Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти    к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6.     Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7.     Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ

8.     Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9.     Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими

10. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

 

Желаю Вам терпения и успехов на пути обучения грамоте!

Наверх

Месячник ко Дню защитника Отечества

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».