ДОП Волшебный песок 5- 7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Уральская сказка»
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 23
«Уральская сказка»
(протокол от _____________. № __)

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 23
«Уральская сказка»
______________________Иканина Л.В.
приказ № ________ от ________________.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
познавательно- речевому развитию «Волшебный песок»
для детей 5- 7 лет

Разработчик:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 23
Полукчу Наталья Анатольевна

Городской округ «город Лесной»

2025 год

Пояснительная записка
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, речи, связанные с ними
трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно
возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания.
Помочь детям может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих
игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую
составляющую, и из обычной игры в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок
простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом
себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для
самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и
действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия
по
песочной
терапия
обеспечивают
гармонизацию
психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют
на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта,
воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а
играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его
проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Песочная терапия является продуктивным процессом для:






✔ Развития интеллекта;
✔ Выявления и развития творческих возможностей;
✔ Выработки навыков коммуникации;
✔ Развития моторики рук;
✔Развития речи и обогащение пассивного и активного словаря.

2

Актуальность программы
В настоящее время различные педагогические системы придают большое
значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой
песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная
терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и
младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в
работе по формированию пространственно-количественных представлений у
дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на
песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса
на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком
и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на
развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие
статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием;
дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя
комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от
общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются
потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться
устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени.
В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и,
соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления
тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих
отклонений.
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются
дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи,
тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих
преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а
именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на
эмоциональное
самочувствие
детей,
снижает
уровень
тревожности,
агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детскородительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности,
внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки, развивает
речь ребенка. Немаловажным является применение этого метода в работе с
детьми с особенностями, имеющими ОНР, ЗПР, нарушения зрения, ДЦП,
инвалидами.
Цели и задачи программы
Основная цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти,
внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления,
3

воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту
ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует
себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность, стабилизировать
эмоциональное состояние ребенка;
2. Развитие познавательных психических процессов: восприятия (формы, цвета,
целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения,
пространственных представлений
3. Развитие фонематического слуха, дифференциация, автоматизация звуков в
слогах, словах, обучение чтению и письму
4. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя
вербальные и невербальные средства
5. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического
мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным
действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии
6. Снижение психофизического напряжения
7. Актуализация эмоций
8.Формировать позитивное отношение к своему «Я», позитивное отношение к
сверстникам
9. Побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
10.Использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
11.Развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас.
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития
сюжета
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5. Закрепить представления об окружающем мире.
6. Знакомство с звуками и буквами.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и
совместной деятельности с другими детьми
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой
деятельности
3. Воспитывать слуховое внимание и память
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на
песке
Развивающие:
4

1. Развивать психические процессы (внимание, память)
2. Развивать логическое мышление
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4. Развивать умение действовать по инструкции
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно
тактильно-кинестетической чувствительности
Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать
игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный
отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным
произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое направление
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление
самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки
игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций,
самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами
ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия:
зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и
отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в
действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей
дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве,
числе, величине, форме, пространстве;
Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа,
употребление числительных.
5

Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду,
с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление
существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и
количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению
отрывков из знакомых сказок;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать
диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор,
поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Формы деятельности:
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю индивидуально, либо с
малой группой детей. Длительность занятия – 25 минут.
Виды контроля:
Групповой, Индивидуальный
Способы и средства проверки и оценки результатов использования
программы
Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет
их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек,
расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых
игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему
незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены
по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе,
агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее
эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную
страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи,
лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в
песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
6

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации,
устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и
непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы,
цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия педагог выясняет следующие качества: уровень развития воли
и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до
конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой
игрушки), сообразительность;
• на групповых (2–4 человека) занятиях – уровень сформированности
коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Методы организации процесса обучения:
- Беседы
-Игры – коммуникации
-Обучающие игры
- Экологические и исторические игры
- Проективные игры
- Познавательные игры
- Фонематические игры
-Коррекционные игры
-Семейные игры
- Рисование цветным песком
- Элементы сказкотерапии
- Дискуссии
- Музыкальное сопровождение
Планируемые результаты
Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей.
Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных
эмоций у детей в играх на песке.
Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с
другими людьми.
Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря
упражнениям на песке.
Увеличение речевой активности детей.
7

Получение ребенком первого опыта рефлексии (самоанализа), умение понимать
себя и других.
Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной
коммуникации.
Развитие речи, расширение словарного запаса.
Развитие мелкой моторики руки.
Метапредметные:
Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Личностные:
Умение проводить самооценку на основе критерия успешности в общении,
мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных
умений и навыков,
Предметные:
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по различным учебным
предметам для решения творческих заданий;
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности в
различных ситуациях, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие
коммуникативных умений и навыков
- Регулятивные УУД: оценивать результаты коммуникации (мягкий-твердый,
острый-тупой, гладкий-колючий), анализировать собственное поведение в
игровой ситуации, планировать свое действие во время общения, конструировать
стратегии решения поисковой ситуаций.
- Коммуникативные УУД: определять цель общения, слушать собеседника,
рефлексировать, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и
достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного
поведения, преодолеть коммуникативный барьер.
- Познавательные УУД: систематизировать материал, работать взаимодействовать
в разных ситуациях, уметь составлять алгоритмы деятельности, строить стратегии
поведения.
Будут уметь:
- Внимательно слушать и активно участвовать в занятии
- Прослушивать начало сказки или истории и строить в песочнице игровое
пространство (сказочную страну, замки, дворцы, моря, рек, леса), что требуется
по сюжету игры, заселять его различными персонажами (сказочными героями,
животными, буквами и пр.)

8

-Слушать и понимать продолжение истории, в котором происходит нечто, что
разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы,
чудовища, ураган и пр.)
-Обращаться за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу
помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны
- Отыгрывать ситуацию борьбы со злом. Выступать под маской наиболее
близкого персонажа.
- Восстановливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну.
Выступать творцом: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и
приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем
было удобно.
- Спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы
-Рассказывать о последующих играх, приключениях
Будут обладать:
- Навыками внимательного слушания и активного участия
- Навыками слушания и понимания продолжение истории, в котором происходит
нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения:
драконы, чудовища, ураган и пр.)
- Основными способами помощи: Что будет с жителями страны? Что же делать?
Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой
страны
- Основными приемами обыгрывания ситуации борьбы со злом. Навыками
выступления под маской наиболее близкого персонажа. Навыками
восстанавливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну.
- Навыками творца: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и
приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем
было удобно.
- Способностями рассказывать о последующих играх, приключениях
-Коммуникативными навыками.
Условия реализации программы :
Противопоказания для занятий песочной терапией
1. Наличие аллергии на пыль и мелкие частицы
2. Серьёзные заболевания легких.
3. Кожные заболевания на руках, порезы и раны.
Психологические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
9

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Необходимое оборудование
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность (дно и борта)
окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет
символизировать воду, а борта – небо. Если заниматься подгруппой (3-4 человека)
или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см, для групповой работы размер
песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному
полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком
2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или
слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр
лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую
«линию горизонта»
3. Цветной песок.
4. Манка
5. Индивидуальные лотки , подносы.
6. Разбрызгиватель воды или лейка.
7. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
В набор игрушек могут войти:
§ Человеческие персонажи
§ Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
§ Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
§ Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
§ Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
§ Сказочные герои (злые и добрые)
§ Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
10

§Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические
фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

11

Тематическое планирование
№
занятия

Тема занятия
Сентябрь

1

«Здравствуй, песок», «Чувствительные ладошки»

2
3
4

«Что спряталось в песке?» Знакомство с Песочным Человечком
«Осенние листочки»
«Мой любимый дождик»
Октябрь
«Веселые грибочки»
«Яблоки и груши»
«В гостях у золотой рыбки. Аквариум»
«В гостях у Песочной феи» Путешествие в Волшебную страну
Ноябрь
«Птички клюют ягоды»
«Солнечный мальчик»
Построение мира «МОЯ СЕМЬЯ»
«Секретики в песке»
Декабрь

5
6
7
8
9
10
11
12
13

«Рукавичка»

14
15

«Зимушка, зима» - Снеговик

16

«Новогодние украшения»

«Маленькой елочке холодно зимой!»

21
22
23

Январь
«Зарисовки к сказке «Лиса и заяц»
«Городок игрушек»
«Лесные животные»
«Путешествие к гномам в горы»
Февраль
«Песочная грамота»
«Песочная грамота»
«Путешествие в страну А»

24

«Путешествие в страну О»

17
18
19
20

12

Март
25

«Подарок для мамы»

26

«Путешествие в страну волшебных букв»

27

«Сказка о том, как буквы подружились»

28

«Домашние животные»
Апрель

29
30
31
32

«Загадочный космос»
«Здравствуй, весна!»
«Моя любимая игрушка»
«Мы рисуем, что хотим»
Май

33
34
35
36

«Праздничный салют»
«Мои фантазии»
«Животные жарких стран»
«Я фантазирую»
Июнь

37
38
39
40

«Насекомые»
«Баранки-калачи»
«Укрась платье»
«Чайная пара»
Июль

41
42
43
44
45
46
47
48

«Моя семья»
«Путешествие в страну волшебных букв»
«Путешествие в страну волшебных букв»
«Путешествие в страну У»
Август
«Я пеку, пеку, пеку…»
«Мир цветов»
«Мир ягод»
Построение мира «Сочиняем сказку»

13

Используемая литература
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная
игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50
с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по
песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна
внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь,
2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.:
Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку».
Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной
педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
7. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой
сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика
№4-2006, №1-2007.
8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой
психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для
дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006. .
11. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Месячник ко Дню защитника Отечества

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».